МААМ-картинки

Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера

наталия рогожа
Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера» размещена в разделах

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошко-льника в естественной форме проявляется в виде так называемого дет-ского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффектив-ных.

Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей дейст-вительности

Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира од-новременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «пита-тельный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окру-жающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмыс-ленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружаю-щий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Не-обычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и вооб-ражение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.

Целями занятий познавательно – исследовательского характера являются :

- развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на вопрос “почему?”

-формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

-речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, умение строить доказательную речь).

-приобщение детей к исследовательской деятельности,

-личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельно-сти, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точ-ку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину тради-ционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любо-знательности.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особен-ность заложена от природы. Предметная исследовательская деятель-ность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к ок-ружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Если рассматривать структуру детского исследования, то неслож-но заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя

следующие конкретные этапы:

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- Выдвижение гипотезы;

- Поиск и предложение возможных вариантов решения;

- Сбор материала;

- Обобщение полученных данных.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный от-правной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:

-реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления ( например: листопад) и общественные события ( например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

-специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям и вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую ак-тивность: «Что это такое?», «Что с этим делать?» «Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюст-рации-вырезки на определенную тему и т. п.

-воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

-стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

-Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

-Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

-Отработка различных приемов развития мысли ребенка : от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Для того, чтобы у дошкольники могли свободно общаться, решать задачи познавательного – исследовательского характера с ними нужно проводить предварительную подготовку:

- целевые прогулки и экскурсии («В уголок леса»)

- наблюдения природных явлений в реальной жизни;

- беседа «В мире интересного»;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, дет-ских энциклопедиях;

-чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для до-школьника», энциклопедия «Все обо всем»);

- рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков;

- тренинг по активизации исследовательского поведения.

-игры дидактические; развивающие игры и упражнения.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

- Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

- Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

-Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

- Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

- Детские халаты, фартуки;

- Схемы для проведения опытов;

- Журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

В соответствие с новыми ФГОС ДО важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников:

Одной из форм работы с родителями является анкетирование.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной дея-тельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Оформление наглядной информации в родительском уголке

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной ак-тивности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводят-ся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ре-бенка к опытно-экспериментальной деятельности»

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников

Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические шир-мы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.

Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).

И другое…

И так, можно сделать вывод, что внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения

Как сказал великий философ Конфуций «Что я слышу-забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю - я понимаю»

Мастер – класс: Предложить педагогам, используя полученные в ходе презентации знания, провести исследование объекта, или события. И представить сообщение по теме исследования. В ходе исследования выдвинуть гипотезу, собрать сведения, обобщить и представить сообщение по теме исследования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста. Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является.

Консультация для родителей «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей» Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые.

Описание опыта работы «Формирование навыков общения детей дошкольного возраста на «Уроках вежливости» Актуальность заключается в том, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так как число его контактов с миром.

Педагогический проект «Развитие навыков общения у детей раннего возраста посредством нетрадиционного использования предметов» Деятельность детей в ранней возрасте ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно- орудийная. Малышей.

Психологическая игра-тренинг «Основы конструктивного общения. Развитие навыков конструктивного общения у детей» Основы конструктивного общения Гораздо проще стало бы людям достигать их разноплановых целей, если бы они научились общаться конструктивно.

Развитие навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованных играх В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок.

Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей среднего дошкольного возраста «Клубника-ягодка с секретом!» К апелька алая лета Л истиком скромно прикрыта, У лыбкою солнца согрета, Б ожественной влагой умыта. Н ежна, сочна, бархатиста И слаще,.

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами игры Васильева А. Г., Воспитатель МБОУ ЦО «Наследие» с. Акбаш РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ[/b] Современное.

Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера
Опубликовано: 10 мая 2018 в 19:38
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД