Анастасия Бокова
Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста
А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г. Железногорск
Одна из проблем, решаемых педагогикой – проблема развития речи, речевого общения дошкольников.
Публикация «Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В частности, решаются такие проблемы, как воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.
Во многом проблемы, связанные с развитием речи, решаются при помощи обучения ребёнка сразу двум или более языкам. Как показывает практика, изучение дополнительных языков наиболее эффективно, если оно осуществляется ещё с дошкольного возраста – так, ребёнок быстрее формируется в личностных аспектах, развивает интеллектуальные и познавательные способности, получает основу для общения с людьми иных этнических групп.
За счёт формирования представления о явлениях языка, речи, ребёнок становится способным самостоятельно наблюдать за языком, формировать свою речь более творческой. Всё это формирует ребёнка как личность, помогает осуществлять наиболее разностороннее воспитание ребёнка – он становится более открытым для понимания и освоения многозначности отдельных слов, более точного употребления слов по своему смысловому содержанию. У ребёнка формируется представление о слове как таковом, ему открывается языковая структура языка, на котором он говорит.
За счёт обучения самостоятельному построению слов дети активно усваивают принципы словообразования, со временем всё более усваивая языковые нормы.
Изначально обладая звуковой структурой языка, дети в первую очередь формируют свою речь за счёт услышанного. Во многом их культура речи формируется за счёт фонетического наблюдения за внешними событиями. В звуковой речи важен каждый аспект, но превалирующим является интонационный. Именно он больше оказывает наибольшее влияние на способность ребёнка строить осмысленную и содержательную речь и именно он является показательным при оценке общего развития.
Также важен и эстетический аспект – он отражает уровень владения родным языком и одновременно показателен при оценке умственного развития ребёнка.
Способность строить связную речь помогает такое средство, как диалог между ребёнком и взрослым, в котором взрослый ставит задачу свести разговор в монолог со стороны ребёнка, позволить ребёнку высказаться, обозначить свою логику, своеобразность построения мысли. В результате диалог помогает ребёнку научиться связывать изначально отдельные высказанные тезисы, таким образом позволяя планировать свою речь, в результате чего ребёнок учится самостоятельно выстраивать реплики. Ещё более эффективный метод – метод диктовки, когда ребёнок диктует взрослому свою мысль, а взрослый её фиксирует письменно.
В целом, развивать речь ребёнка позволяют самые разнообразные виды деятельности – это и игра, и занятия, и художественная деятельность, и бытовые ситуации. Но только специальные средства позволяют ребёнку освоить дополнительные языки. Важно то, что ребёнок для полноценного изучения и освоения языка должен находиться в подходящих условиях. Необходимо создать для ребёнка такую среду, чтобы развитие ребёнка в языковом отношении шло непрерывно, то есть, обучение дополнительному языку должно осуществляться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в бытовой обстановке – в семье. Во многом решение речевых задач зависит от родителей. Но к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, учитывающий его эмоциональные, мыслительные особенности, особенности его памяти, воображения.
Однако задача речевого воспитания состоит не только в техническом формировании навыков речи, но и в развитии навыков коммуникации, способности ребёнка вступать в полноценный живой диалог с другим человеком.
Постепенно, со временем развитие коммуникативных навыков, культуры речи ребёнка продвигается вперёд, усложняется, ребёнок учится контактировать с людьми на эмотивном уровне, уровне совместной деятельности, в результате чего происходит и постепенное психическое развитие. Через общение ребёнок соприкасается со сложным процессом коммуникации.
Владение навыками коммуникации подразумевает под собой способность вклиниться в процесс общения, умение контролировать ситуацию, понимать участников разговора.
Основная задача речевого воспитания – позволить ребёнку творчески освоить нормы языка, как родного, так и иностранного. Ребёнок должен научиться чувствовать язык, уметь подбирать подходящие по своему значению слова, владеть навыками общения.
Существует система занятий по развитию речи, созданная на основе комплексного применения и закреплённая в дошкольных образовательных учреждениях РФ.
На её основе разработана специальная технология, которая ставит себе цель решить взаимосвязанные речевые задачи, включающие в себя стороны различного речевого воспитания (грамматическая, фонетическая, лексическая) и развивающие связную монологическую речь у ребёнка.
Основа такой технологии – взаимосвязанность решаемых речевых задач, комбинируемых на каждой возрастной ступени. На основе данного подхода возникает проблема соотношения содержания и структуры решаемой речевой задачи на разных ступенях возраста.
Комплекс речевых задач, его освоение приводит к поступательному освоению элементов структуры изучаемого языка. Главной задачей является создание наилучших педагогических условий для развития речевых способностей ребёнка. Именно поэтому повышается интенсивность работы над словом как основополагающей единицей языка и определением спектра языковых явлений, с которыми соприкасаются дети в дошкольном возрасте.
Именно поэтому словарная работа включает в себя регулярное ознакомление детей со словами, имеющими множество разных значений, семантическими отношениями между ними, повышение точности при употреблении синонимов и антонимов. Данный подход обеспечивает усвоение детьми сложных языковых явлений (семантических связей в области лексики).
В построении грамматического строя речи важной является задача составление языковых обобщений – это даёт возможность развить ребёнку широкую ориентировку в стандартных способах словообразования, научиться чувствовать язык и внимательно относиться к грамматике явлений языка.
При развитии полноценной монологической главное в процессе становления ребёнка – формирование картины структуры разных типов высказывания – повествование, рассуждение, описание, - и развитие способности связывать два и более предложения при помощи различных лексических средств.
Зависимость друг от друга различных сторон речевой работы является важнейшим принципом изучения преемственных связей в программе обучения дошкольников. Соблюдение преемственности в развитии речи дошкольников осуществляет логическую последовательность всех уровней освоения родного языка и систематизирует овладение речевых навыков.
Занимаясь развитием речи дошкольников, мы соприкасаемся с двумя формами воплощения преемственности: линейной и концентрической.
Решение речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматики, словарная работа) осуществляется главным образом линейно в виду того, что со временем по мере выполнения речевых задач идёт постепенное усвоение ребёнком материала, который комбинируется. При поэтапном усложнении задач у ребёнка фиксируется, концентрируется программная основа. Ребёнок прогрессирует в связывании предложений между собой, работе над смысловой стороной слова, формировании языковых обобщений.
Большая часть занятий по развитию речи разработана по тематическому принципу – дети упражняются внутри одной темы. Тема занятия может быть посвящена и временам года, и окружающему миру, и миру общества, и любви к Родине, любви к природе. Многие из этих тем преподносятся изначально только для расширения кругозора детей, их формирования картины окружающего мира при помощи художественной литературы, а уже после на занятиях по развитию речи полученные знания закрепляются, и дети учатся выражать свои впечатления в специальных грамматических и лексических упражнениях, а затем в грамотно построенных высказываниях.
Именно после этого переход от составления синонимов и антонимов к составлению рассказа, сказки становится более плавным и естественным.
Важным принципом работы над изучением языка является выполнение педагогической диагностики для выявления уровня сформированности системных задач у детей, контроля качественных характеристик детей любой возрастной группы, успешности овладения отдельными сторонами языка и формами речи.
Главная цель речевого воспитания – позволить ребёнку творчески освоить нормы и правило родного и дополнительного языков, научить его гибко использовать навыки речи, обучить его основным коммуникативным способностям.
Литература
• Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
• Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников.
• Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 1995
.