Папки-передвижки

Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования

Меркулова Ольга
Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования

Психическое развитие ребёнка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Выделение наиболее существенных характеристик изменений в развитии личности - главная задача воспитателя. Именно характеристики являются основными единицами, определяющими ключевые направления психического развития ребёнка.

Публикация «Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования» размещена в разделах

Одним из теоретических оснований программы является концепция развития способностей, разработанная JI. A. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Этого разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.

Условно способности можно разделить на две большие группы: учебные и творческие. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребёнку с помощью моделей, схем проявить наиболее значимые для решения задачи наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщать свой познавательный опыт.

Способности формируются и развиваются в деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательней деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребёнка, автоматически формирует и развивает способности к ней.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям.

Во-первых: Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений, заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не равнодушное, безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Во-вторых: Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.

В-третьих: Важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, а так же уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Моделирование, как метод, соответствует всем условиям успешного развития способностей. Таким образом, я поставила цель: развитие умственных способностей детей (познавательные и творческие, с помощью метода моделирования.

План действий:

Этап № 1. Составить поэтапный план исследовательской работы с детьми по разделу: «Художественная литература и развитие речи».

Этап № 2. подготовить диагностический материал для отслеживания результатов эксперимента (методики, анкеты, таблицы).

Ход исследования:

В эксперименте по моделированию на занятиях «Художественная литература и развитие речи», дидактических упражнениях и играх принимали участие 20 детей (в возрасте от 4-х лет). Вся исследовательская работа делилась на III этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап имел свои задачи.

I. Констатирующий этап.

Задачи: Выявить наличие умственных способностей и знаний у детей.

Обследование проводилось индивидуально по заранее составленному вопроснику.

Средняя группа. В начале каждого цикла заданий ребёнку предоставлялась возможность осуществлять подбор заместителей ко всем персонажам сказки, размещать условные заместители, разыгрывать сказку на заместителях; сочинять сказки и истории, «превращая» заместители в персонажи сказок.

Старшая группа. Каждому ребёнку предоставлялась возможность составить пространственно-временную модель сказки; создать свой образ, опираясь на схематическое изображение предмета и сочинить про него истории, используя символические средства, передать своё отношение к персонажам.

Подготовительная группа. Детям предлагалось пересказать сказку с опорой на самостоятельно составленную модель; сочинить свою сказку с опорой на модель; сочинить сказку с опорой на самостоятельно составленную модель и далее без неё.

Результаты были занесены в диагностические таблицы.

Выводы: Данные, собранные на этом этапе, дают возможность судить о наличии или отсутствии группы способностей по следующим фактам :

Средняя группа.

1. действия замещения;

2. построение двигательной модели;

3. символизация;

4. действия «опредмечивания»;

5. действия детализации;

6. сочинение сказок с опорой на заместители.

Старшая группа.

1. пересказ с опорой на модель;

2. умение использовать символические средства;

3. сочинение сказок с опорой на модель.

Подготовительная группа.

1. построение модели истории, сказки;

2. использование символических средств, при сочинении истории;

3. пересказ сказки;

4. сочинение сказки.

Цель констатирующего эксперимента выявить умственные и творческие способности детей, так как их развитие происходит в различных видах деятельности. Но способности сами по себе не проявляются. Их развитие при использовании метода моделирования в ходе формирующего эксперимента либо будет опровергнуто, либо будет подтверждено.

II. Формирующий этап.

Задача: Подобрать дидактические упражнения и игры по блокам занятий, с использованием заместителей и схем.

Дети в среднем возрасте:

-осваивают различные формы символизации, позволяющей выражать своё отношение к действительности.

-постепенно, в ходе занятий ребята не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, но и отношение между ними (сочетание цветов персонажей, сказочных предметов и т. п.)

В старшем возрасте:

-подбирают заместители ко всем персонажам, обосновывая свой выбор;

- по эпизодам пересказывают сказку. Разыгрывая её при помощи заместителей;

- пересказывают сказку по отдельным эпизодам в соответствии с моделью;

-размещают заместители персонажей и декораций в блоках-рамочках на фланелеграфе;

-размещают условные заместители на игровой площадке перед проведением игры - драматизации;

-описывают и зарисовывают предмет, затем составляют про него рассказы;

-придумывают истории и сказки в соответствии с моделью, превращают заместители в персонажи сказок и историй;

-выполняют аппликацию или рисунок, передающие смысловые характеристики персонажей или отношение между ними;

В подготовительной группе:

-придумывают и изображают на бумаге заместители для каждого персонажа;

- пересказывают сказку или историю в соответствии с моделью;

-самостоятельно изображают модель всей сказки либо её части;

-размещают заместители персонажей и «декораций» сначала на фланелеграфе, затем на игровой площадке;

-придумывают сказки и истории в соответствии с заданной моделью;

- превращают заместители в персонажи;

-дети составляют групповые и индивидуальные сочинения на заданную тему;

- в рисунке с помощью символических средств раскрывают внутренние характеристики персонажей сказок, а также используют символические средства при сочинении сказок, историй;

О результатах проведённой работы можно судить по итоговой диагностике, проводимой по завершении каждого цикла заданий в течение всего учебного года.

III. Контрольный этап.

Задача: Провести контрольные замеры способностей и умений детей. На данном заключительном этапе работы с детьми выполнялись следующие задания:

Средняя группа:

1. Подбор заместителей к персонажам сказки.

2. Размещение условных заместителей.

3. Разыгрывание сказки на заместителях.

4. Сочинение сказок и историй с опорой на заместители.

Старшая группа:

1. Сочинение сказки с опорой на внешние наглядные средства.

2. Пересказ сказки с опорой на модель.

3. Составление плана игры-драматизации.

4. Использование символических средств.

5. Сочинение сказки с опорой на модель.

Подготовительная группа:

1. Самостоятельное составление пространственно-временной модели и пересказ сказки.

2. Пересказ без опоры на внешние средства.

3. Сочинение сказки с опорой на символические средства.

4. Самостоятельное придумывание символов, передающих внутренние характеристики персонажа.

5. Сочинение сказки без опоры на внешние средства.

Обследование проводилось индивидуально, данные заносились в диагностические таблицы.

Выводы:

Результаты контрольных замеров на последнем этапе текущей диагностики таковы:

Средняя группа:

Высокий 55%

Средний 30 %

Низкий 15 %

Старшая группа:

Высокий 65 %

Средний 25 %

Низкий 10 %

Подготовительная группа:

Высокий 69 %

Средний 26 %

Низкий 5%

IV. Аналитический этап.

Выводы:

Высокие результаты в развитии способностей у детей свидетельствуют о следующем:

исследовательская работа, проведённая в течение 3-х лет, позволила убедиться в эффективности применения метода моделирования на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи и художественному конструированию. Это произошло потому, что последовательно и систематично шёл процесс овладения детьми действиями замещения, который осуществлялся на диагностической основе.

Прогноз: дети, которые имеют к концу года средний и высокий уровень развития способностей будут гораздо комфортнее чувствовать себя во всех видах деятельности. Умение использовать условные заместители и символы найдёт применение на всех занятиях

Публикации по теме:

Развитие координационных способностей у дошкольников посредством степ-аэробики «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СТЕП-АЭРОБИКИ» Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения.

«Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» отчет по самообразованию Отчет по самообразованию Воспитатель: Десятова Лилия Олеговна Тема: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста». Умственное.

Фотоматериал к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»Фотоматериал к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Унеча Брянской области Фотоматериал.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» 1 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Подготовила музыкальный руководитель: Т. И. Яковенко 2 «Настоящая.

Мастер-класс для родителей «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Цель: ознакомление родителей с играми, направленными на развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности.

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Сценарий мастер-класса.

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования «Одарённость ребенка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством коллекционирования кукол для театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества. Любую фантазию, впечатления из окружающей жизни.

Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» в старшей группе Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» Цели и задачи: Обогащение и закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 22:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД