Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 3)

Ирина Осипова
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 3)

Контрольный Анализ результатов экспериментального исследования

Целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы являлось изучение эффективности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором.

Мы использовали задания констатирующего этапа.

Количественный анализ полученных результатов показал, что в обследуемой, группе четей наблюдалась позитивная динамика. Так, показатели высокого уровня изменились на 10% и составили в общей сложности 20% обследуемой группы детей; средний уровень повысился на

5% и составил 65% выборки: низкий уровень снизился на половину и наблюдался у 15% обследуемых.

Полученные результаты наглядно отражены в рисунке 2, 3 и сводном протоколе обследования детей

Рис. 2. Сравнительные анализ показателей уровня развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах ОЭР

Рис. 3. Показатели уровня развития компонентов музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе ОЭР.

Качественный анализ полученных результатов показал, что:

- на высокий уровень со среднего перешли 2 ребенка, следует отметить, что они сохраняли ритмический рисунок, предложенный экспериментатором, способны изменять мелодические интонации, эмоционально выражали свое отношение к произведению при исполнении; не только чувствовали заданную тональность, но и придумывали собственную мелодию;

- на средний уровень с низкого перешли 3 ребенка, при выполнении заданий они чувствовали заданную тональность, старались выразительно передавать содержание произведения, заканчивать мелодию, начатую взрослым после повторения инструкции, хотя ошибки в исполнении наблюдались - дети не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, но не испытывал значительных затруднений при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мелодия включала в себя повторяющиеся элементы;

- с низким уровнем в группе осталось 3 детей, следует отметить, что при выполнении заданий не всегда чувствовали заданную тональность, но старались выразительно передавать содержание, заканчивая мелодию после повторной инструкции дети использовали прием повторения, воспроизводили ритмический рисунок и мелодическую интонацию с ошибками.

Таким образом, мы выявили, что в обследуемой группе детей произошли как количественные, так и качественные изменения. Дети стали интонировать исполняемую мелодию, сформировано ладовое чувство, у многих из них ярко проявилась способность к сочинительству мелодий по заданному содержанию. Даже дети с низким уровнем развития музыкального развития с удовольствием принимали участие в выступлениях детского оркестра, самостоятельной работе в уголке музыкальной культуры.

Итак, гипотеза о том, что развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора является эффективным средством.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

Работа в ансамбле ведется по нескольким направлениям, связанной с музыкальной деятельностью детей, а именно;

По двум разделам

1раздел «Народоведенье» (формирование мировоззрения)

2раздел «Музыкальный фольклор» (Развитие способностей)

1раздел «Народоведенье» раскрывается тремя темами

1. Народный календарь, где с участниками коллектива мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.

2. Быт и уклад жизни

3. Жанры литературного устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т. д.)

2раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности.

1. Слушанье и восприятие

Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и посещают концерты лучших коллективов, работающих в народном жанре. Таких как «Звоны», «Сибиринка», «Добро», «Лазори», «Звонница», «Дуня». Дети, видя высокий уровень стремятся к тому же.

2. Пение сольное и ансамблевое

Песенный репертуар нашего ансамбля разнообразен. В репертуаре насчитывается около сорока песен разных жанров (календарные - масленичные, колядки, святочные, волочебные, веснянки; Обрядовые- свадебные, заклички, духовные; Шуточные, игровые, вечерочные, плясовые, строевые, военные, лирические… Дети поют песни различных регионов России, разных традиции, педагоги знакомят детей с особенностями исполнения. С большим интересом дети осваивают казачью традицию. В репертуаре ансамбля более 10 казачьих песен разных жанров. (походные, строевые, шуточные, плясовые). Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может – спеть, сплясать, сыграть, на инструменте, показать умение владеть шашкой. Ребята помимо ансамблевого пения, занимаются сольным исполнительством, в этом направлении уже наметились свои лидеры и есть хорошие результаты. Иван Дилев на региональном фестивале детского творчества в Шушенском в номинации «Сольное пение» фольклор, занял первое место, а Александрова Тамара стала дипломантом первой степени.

3. Народная хореография

Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений.

4. Фольклорные игры

Играя в них наши детки раскрепощаются создается необходимая атмосфера увлеченности, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт в общении.

5. Игра на народных инструментах

Благодаря работе нашего концертмейстера Швецова Вадима Викторовича ребята могут осваивать приемы игры на традиционных русских инструментах разучивая наигрыши на различных инструментах (кугиклах, жалейках, свирелях, балалайке, гармошке, барабанке, окарине) музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

6. Народный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли, чаще всего это небольшие праздничные музыкальные композиции «Коляда», «Капустки», «Кузьминки», «Масленица», «Святки», и так далее. С которыми мы часто выступаем на фестивалях, конкурсах и творческих встречах.

В этом фольклорном жанре дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли и объединяя все виды деятельности: пение, танцы, игра на инструментах, фольклорные игры, драматизация. Эта форма используется нами как итог проделанной работы.

Результатом нашей работы является то, что дети, выступая на конкурах и концертах разного уровня, имеют хорошие показатели. За годы существования ансамбля коллектив достиг высокого художественного уровня в своей творческой деятельности. Участники фольклорного ансамбля «Печки – лавочки» являются неоднократными лауреатами и дипломантами районных, республиканских, городских фестивалей и конкурсов. Участниками сельских, районных, городских мероприятий, праздников, тематических концертов.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с песенным фольклором в детском театре» Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с народным песенным фольклором в детском театре» Проект долгосрочный – 1 учебный год.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 3)
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 18:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотоотчет о праздновании Медового Спаса в детском саду
Фотоотчет о праздновании Медового Спаса в детском саду. «Первый Спас – Медовый Спас! » – под таким названием 14 августа прошел праздник в нашем детском...
Стихотворение «Яблочный Спас»
Яблочный спас у ворот Яблочный Спас постучал у ворот, Значит, промчался уже целый год! Раннее утро лучом разбудило, Раннее утро нас в сад...