Небогатых Наталья
Развиваем логическое мышление у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа :
1) Наглядно-действенное (когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.
Публикация «Развиваем логическое мышление у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2) Наглядно – образное (когда ребенок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов)- является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.
3) Словесно-логическое (когда ребенок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное, значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются : умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребенка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребенок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе мы используем простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
Развитие логического мышления ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, которое стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математике, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.
Хорошо когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!
В заключении представляем вашему вниманию игры на развитие логического мышления.
Игры с загадыванием и отгадыванием
«Отгадай сколько»
Дидактическая задача: Закреплять знание родственных связей, понимание того, что мама-дочь бабушки, бабушка-дочь прабабушки и т. д.
Мотивация: Учить загадывать загадки по семейным фотографиям.
Игровое правило: Кто отгадал предыдущую загадку, тот загадывает следующую.
Игровое действие: Придумывание загадок по семейным фотографиям.
Материал: Семейные фотографии, сюжетные картинки.
Методические рекомендации: Игру можно усложнить, используя модель загадки, например: требуется найти фотографию, где изображены одна бабушка, один дедушка, две мамы, два папы, один сын, один внук.
«Придумай загадку»
(о человеке, семье, профессии, об эмоции)
Дидактическая задача: Учить детей описывать признаки предметов и явлений, узнавать их по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов и явлений, сравнивать их, использовать знания классификации.
Мотивация: Отгадывание и загадывание загадок.
Игровое правило: Придумывание загадок по определенному плану: как выглядит, что делает, на что похоже.
Игровое действие: Дети загадывают друг другу загадки и получают за правильно составленную загадку призы, а за верно отгаданную загадку-право загадывать самому.
Материал: Картинки (человек, семья, профессии).
Методические рекомендации: План можно представить наглядно. Для образца детям предлагаются загадки, составленные по наглядному плану: «руки в краске, работает кистью, похож на маляра, но не он» (Художник).
Дидактические сюжетно – ролевые игры
«Играем в больницу»
Дидактическая задача: Учить представлять различные жизненные ситуации, выполняя роли взрослых; закреплять знания о специализации врачей (окулист, хирург и т. д.).
Мотивация: Игра в больницу.
Игровое правило: Ребенок берет талончик к врачу, правильно его называя; приходя на прием, описывает симптомы своего недуга. Врач, назначая лечение, рекомендует вести правильный образ жизни (делать зарядку, закаляться, мыть руки и т. п.).
Игровое действие: Сюжетно – ролевая игра «Больница».
Материал: Талончики к врачам, таблички с названием специализации врача; сопутствующие материалы.
Методические рекомендации: Если лечение назначено неверно, воспитатель утрирует ситуацию, обращая внимание на взаимосвязь между образом жизни и болезнью, причиной болезни и способ борьбы с ней.
«Магазин»
Дидактическая задача: Формировать представление о функциях денег, о товарах первой необходимости.
Мотивация: Игра в магазин.
Игровое правило: Деньги для покупок можно только заработать. Покупка должна соответствовать количеству денег.
Игровое действие: Дети представляют, как они ходят на работу, воспитатель в кассе выдаёт зарплату; дети идут в магазин за покупками (продукты, игрушки и другие товары).
Материал: Две таблички «Продукты» и «Игрушки»; деньги.
Методические рекомендации: Воспитатель следит за соблюдение игровых правил, подводит к осмыслению нужности покупки, прежде всего предметов первой необходимости.