Татьяна Пашнина
Реализация здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Пашнина Татьяна Алексеевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МУДО «ООЦ «Горный ручеёк»
города Магнитогорска
«Реализация здоровьесберегающих технологий
в МУДО «ООЦ «Горный ручеек»
в рамках кружка «Здоровейка»
Публикация «Реализация здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается, поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в МУДО «ООЦ «Горный ручеек».
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «Здоровье сберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровья сбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий :
Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий : сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
“Не навреди!”
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровье сберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
МУДО «ООЦ «Горный ручеек» представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Встречи с новыми людьми, знакомства со сверстниками, новые впечатления, радость общения с природой - все это создает особые условия для внедрения в сознание ребенка интересных и полезных знаний о здоровом образе жизни в увлекательной и ненавязчивой форме.
Занятия оздоровительно-педагогического характера вызывают у детей положительные эмоциональные реакции, содержат элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
Основная цель – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний, через использование природных и социокультурных факторов с опорой на индивидуальные особенности во время пребывания его в МУДО «ООЦ «Горный ручеек».
В рамках работы кружка «Здоровейка» в МУДО «ООЦ «Горный ручеёк» мы практикуем следующие технологии :
- Технологии сохранения и стимулирования:
• гимнастика пальчиковая;
• гимнастика для глаз;
• гимнастика дыхательная;
• релаксация
- Коррекционные технологии :
• Су-Джок терапия;
• музыкотерапия
- Технологии обучения здоровому образу жизни :
• точечный массаж
Гимнастика пальчиковая: способствует овладению навыкам мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает психические способности: мышление, память, воображение. Снимает тревожность.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Текст:
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-воробей,
Эта птичка совушка - сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Та птичка - коростель,
Движения: дети загибают по одному пальчику
Текст: Эта птичка – злой орлан.
Движения: дети машут сложенными крест-накрест ладонями
Текст: Птички, птички - по домам.
Движения: дети машут обеими руками, как крыльями
Гимнастика для глаз: улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз. Укрепляет мышцы глаз. Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения. Повышает общую сопротивляемость организма.
Контроль ветров - тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
- Дети дуют на воздушный шарик: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
Релаксация: учит детей расслабляться. Способствует концентрации внимания. Помогает снять напряжение. Снимает возбуждение.
Лечь на ковер и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно.
Можно использовать такую формулу:
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело (2 раза,
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза,
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Вполне возможно включить и проговаривать эти слова на фоне спокойной классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра)
Су-Джок терапия: воздействует на биологически активные точки организма. Стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом. Развивает мелкую моторику рук. Развивает память, внимание, связную речь.
Музыкотерапия: повышает иммунитет детей. Снимает напряжение и раздражительность. Снимает головную боль. Восстанавливает спокойное дыхание.
Точечный массаж и самомассаж: учит детей сознательно заботиться о своём здоровье. Является профилактикой простудных заболеваний. Повышает жизненный тонус у детей. Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Необходимо обратить особое внимание, что успех работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста зависит от комплексного подхода:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
• Привитие детям гигиенических навыков
• Физкультминутки во время занятий.
• Массовые оздоровительные мероприятия.
• Упражнения для глаз и т. д.
2. Работа с семьей.
• Консультации.
• Индивидуальные беседы.
• Распространение буклетов.
• Выставки
• Проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом.
• Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
• Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение.
• Посещение научно-практических конференций.
4. Создание условий по организации РППС.
• Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
• Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
• Подбор картотек.
• Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
Применение в работе МУДО «ООЦ «Горный ручеёк» здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Литература:
1. Авдеева Н. Н. Основы безопасности жизнедеятельности детей. / Под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. - М., 2002.
2. Безруких М. М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.
3. Вераксы Н. Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2013.
4. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. / Под ред. И. М. Воротилкиной. – М., 2006.
5. Горькова Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий. / Под ред. Л. Г. Горьковой, Л. А. Обуховой. – М: 5 знаний, 2005.
6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. / Под ред. В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2007.
7. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников: пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей / Под ред. О. В. Козыревой. – М. : Просвещение, 2003.
8. Кузнецов В. С. Физические упражнения и подвижные игры. / Под ред. В. С. Кузнецова, Г. А. Колодницкого. – М., 2005.
9. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. / Под ред. А. М. Сивцовой. – М. : Методист, 2007.
10. Фомина Н. А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика: методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. / Под ред. Н. А. Фоминой. – М. : Изд. дом Рос. акад. образования: Баласс, 2005.
11. Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. / Под ред. Е. Ф. Черенковой. – М. : РИПОЛ классик, 2011.