МААМ-картинки

Родительское собрание «Речевая готовность к школе»

Лена Гильмутдинова
Родительское собрание «Речевая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление учителя –логопеда на родительском собрании.

Тема выступления: «Речевая готовность к школе»

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь, по русскому языку и чтению.

Публикация «Родительское собрание „Речевая готовность к школе“» размещена в разделах

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. С поступлением в школу меняется привычный для ребенка образ жизни – он перемещается в новый, неведомый прежде, мир. Дошкольник становится школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что требует школьная программа, старательно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Но все ли сделано, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Как он будет учиться, зависит от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь- процесс общения, поэтому готов ребенок или не готов к школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет навыками чтения и письма.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе, должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других. Если эти умения сформированы недостаточно, могут возникнуть трудности у детей в усвоении материала, который предлагает учитель устно.

Чтоб научить ребенка слушать и слышать, прослушивайте вместе с детьми художественные произведения, стихи, сказки, задавайте вопросы по содержанию.

2. Функции речевого анализа.

Дети должны уметь:

-делить предложения на слова;

-делить слова на слоги;

-уметь выделять все звуки в словах;

-устанавливать последовательность звуков в слове;

3. Звуковая сторона речи.

Будущие первоклассники должны уметь правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение их на слух, является необходимым условием для освоения письма.

-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, велосипед, термометр, регулировщик);

-изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

-говорить громко или тихо, в зависимости от ситуации;

Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шапка-«сапка», звезда-«зведа» ,жаба-«заба», рыба –«лыба». Не усвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

4. Лексическая сторона речи.

К семи годам ребенок должен уметь:

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-точно подбирать слова;

-дифференцировать обозначения предметов (например, транспорт воздушный, наземный, водный, а не просто транспорт);

-подбирать метафоры (например, туча комаров);

-пользоваться эпитетами (например, в чистом поле);

-употреблять сложные слова (например, длинношеее животное);

-использовать синонимы (например, узкий-широкий);

-использовать слова и фразы с переносным значением (например, сесть в лужу);

В основе работы над речевым ритмом на уровне слова лежит хлопанье слов по слогам. Так же можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, отстукивание мячом об пол, упражнения на развитие координации рук («ребро, ладонь, кулак», пальчиковая гимнастика, разучивание скороговорок. Ребенок должен уметь повторить за взрослым предложения с высокой концентрацией сложных слов. (Например, строители работают на строительстве высотного дома).

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования. Они должны уметь:

-изменять существительные по падежам и числам ( например: лыжи –на лыжах);

-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже (например, синее море);

-употреблять правильно различные предлоги;

-согласовывать существительные с числительными (например, одна звезда, две звезды, пять звезд);

-правильно употреблять глаголы (например, лечу, летишь, летит, летим, летите, летал, полетит и т. п.);

-ошибки в падежных окончаниях при изменении числа существительных («много деревов», «много карандашов»);

-ошибки согласования («шесть вишен –шесть вишнев»);

-образовывать слова с помощью уменьшительно –ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза- глазки-глазищи);

-образовывать глаголы с помощью приставок (например, ехал- выехал- переехал - объехал- приехал);

-образовывать названия детенышей домашних животных;

-образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, волк –волчья);

6. Связная речь.

Дети должны уметь:

-свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

-поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

-рассказывать о пережитых событиях;

-пересказывать содержание сказки, рассказа;

-описывать окружающие предметы;

-раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в написании изложений и сочинений. Хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но и по другим предметам в школе.

Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что необходима целенаправленная логопедическая работа по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи.

Публикации по теме:

«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе Предлагаю материал для подготовки и проведения родительского собрания в школе по одной из актуальных проблем. Использовала рисунки и плакаты,.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник» Тема родительского собрания «Ваш ребенок – будущий школьник». Присутствовало: 20 Отсутствовало: 7 Цели: формирование активной педагогической.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе» Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа)Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Речевая готовность к школе»
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 07:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Речевая готовность к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Лена Гильмутдинова (УИ 2331833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД