Синорецкая Людмила
Семинар-практикум для педагогов «Речевое ассорти»
«Речевое ассорти»
(семинар – практикум для педагогов)
Цель: * повышение педагогической компетенции воспитателей в работе с детьми по развитию устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи: * Повышать знания воспитателей в осуществлении задач речевого развития. * Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Речевое ассорти“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
* Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания, вырабатывать единое мнение в команде.
* Развивать активность участников, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение. * Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения
Ход:
Логопед. Добрый день уважаемые коллеги! Я рада. * Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
Оборудование: Лепестки, листочки, бумага, ручки, пластиковые цифры, пять воздушных шаров, корона, мяч, шкатулка с фасолью, два носовых платка, памятки.
видеть вас на семинаре - практикуме : «Речевое ассорти». Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.
Вы знаете, что хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Сегодня мы с Вами будем играть. Я приглашаю Вас в волшебную страну «Играландию».
Логопед. Но сначала давайте поздороваемся. «Здравствуйте» - это пожелание «здравствования», «здоровья» тому, кого приветствуем. Поздороваться можно по-разному. Ваша задача – поздороваться друг с другом так, чтобы приветствие ни разу не повторилось. Будем передавать мяч друг другу и произносить слова приветствия. Начинаем. (Участники произносят свои слова приветствия, передавая мяч: здравствуй, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, салют, здравия желанию, приветствую вас)
1. Игра «Комплимент».
- А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты? А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно. Я предлагаю поиграть в игру «Комплимент». Но сначала нам нужно с помощью считалки выбрать КОРОЛЕВУ. Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз, два, три, Королевой будете вы! (надевает корону и садится на «трон») А с помощью мяча мы узнаем, кто же скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку). Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте. Ну а музыка покажет, кто нам комплименты скажет (Педагоги под музыку передают мяч. На ком музыка закончилась, тот говорит комплемент королеве. Игра проводится 3- 4 раза). Логопед. Приятно слушать комплименты? - Что вы чувствовали? - Трудно ли говорить? Логопед. Такие игры обязательно помогут детям быть счастливыми, успешными и реализоваться в жизни. 2. Игра «Зарядка для ума». Логопед. Вам нужно вспомнить как можно больше двойных имен, встречающихся в сказках. Например: ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ. По очереди произнести их. Ответы: ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН, СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ДЯДЯ ФЕДОР, БРАТЕЦ КРОЛИК, ДОКТОР АЙБОЛИТ, СИНЬОР ПОМИДОР,
КАРЛИК НОС, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ,
АЛЕША ПОПОВИЧ, СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК, ИВАН ЦАРЕВИЧ,
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ, СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА, БРАТЕЦ ИВАНУШКА, КОНЕК ГОРБУНОК, ДОМОВЕНОК КУЗЯ, МУХА ЦОКОТУХА, МАЛЕНЬКИЙ МУК, КУРОЧКА РЯБА, ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА, СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА, КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА.
3. Игра «Ромашка».
Логопед. Предлагаю каждому выбрать один лепесток от ромашки с объяснением педагогического термина. Нужно обдумать его и найти зелёный лист, который является ответом-термином. Соединить их и выложить ромашки.
1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
8. Родительское собрание - сбор родителей для решения педагогических проблем.
9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.
10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
11. Предложение- несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
12. Игра - основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте.
13. Физкультминутка - перерыв на занятии для отдыха.
14. Язык - главный орган артикуляции у человека.
Логопед. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Для развития речевого дыхания используются различные предметы.
Всем участникам раздаются карточки с цифрами (по выбору).
Логопед. Я предлагаю выйти тем, у кого цифры: 10, 12, 14, 15, 16 и выполнить упражнение на дыхание. Нужно надуть шары так, чтобы они лопнули. В двух шарах на листочках – задание. В трех шарах – чистые листочки. Эти участники садятся на места.
4. Игра «Назови слово».
Логопед. Нужно назвать получившееся слово. Вы можете использовать бумагу и ручку. На раздумье вам дается 30 секунд.
Задание первому участнику.
Какое слово имеет корень такой же, как и в слове СКАЗКА, суффикс такой же, как и в слове ИЗВОЗЧИК, приставку такую же, как и в слове РАСХОД?
Ответ: рассказчик.
Задание второму участнику.
Корень этого слова находится в слове ПРЕПОДНОСИТЬ, приставка – в слове ВЫПИСАТЬ, суффикс и окончание – в слове ТЕРПЕЛИВЫЙ.
Что это за слово?
Ответ: выносливый.
Логопед. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика - это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Сухомлинский В. А. сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Чем лучше будут развиты пальчики ребенка, тем проще будет ему осваивать речь.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Игр очень много: с прищепками, грецким орехом, шишками, гранеными карандашами, с шариком-ёжиком, эластичным кольцом и другими предметами.
Сейчас мы с вами немного поиграем.
Логопед. Дети охотно играют с прищепками. Можно прикреплять прищепки к плоскостным фигуркам, вырезанным из картона. Например: солнышко, павлин, елочка и т. д. Прищепки можно чередовать по цвету – одновременно закрепляем цвета. Вместо прищепок можно брать разноцветные скрепки. (Показать).
Логопед. Дети очень любят сухие пальчиковые бассейны, наполненные фасолью или горохом.
Помещаем в «бассейн» мелкие пластиковые цифры. Участник (любой) находит две цифры: 1, 4. У кого эти цифры те и будут выполнять следующее задание.
5. Игра «Кто быстрее?»
Кто быстрее намотает шнурок на палочку. Посередине шнурка метка. Двое частников из разных команд встают друг против друга и по команде начинают наматывать на палочку (ручку, карандаш) шнурок (нитку, веревку). Побеждает тот участник, кто первый дойдет до метки.
6. Игра «Нарисуй картину».
Логопед. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с манной крупой. Лучшей доски для рисования не придумаешь. Рисуем, например, снеговика, птиц, солнышко, мишку. Манную крупу можно заменить мукой или песком.
Участник (любой) находит две цифры: 6, 9. У кого эти цифры те и будут выполнять это задание.
7. Игра «Составь предложение». Логопед предлагает достать ещё две цифры. Например, 3 и 5. Логопед. Выходят участники с цифрами: 3, 5. Задание. Составьте предложение из 4-5 слов так, чтобы все слова начинались на одну букву.
Например: на букву [К]
Катя купила красивую куклу.
Например: на букву [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
8. Игра "Найди пару"
Логопед. А сейчас я попрошу выйти тому, у кого цифра стоит между единицей и тройкой. И между шестеркой и восьмеркой. Выходят участники с цифрами: 2, 7.
Задание. Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Объективный. 5. Ленивый.
6. Импорт. 7. Мутный. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Макро. 13. Прозрачный. 14. Упитанный. 15. Опрятный. 16. Медлительный 17. Лживый. 18. Субъективный. 19. Трудолюбивый.
20. Плотный.
Ответы:
Правдивый - Лживый. Экспорт – Импорт. Микро – Макро.
Объективный - Субъективный. Мутный – Прозрачный.
Рыхлый - Плотный. Стремителный - Медлительный. Тощий – Упитанный.
Неряшливый - Опрятный. Ленивый – Трудолюбивый.
9. Игра «Один и много»
Логопед. Для выполнения следующего задания выйдет тот, у кого цифра: 8. Можете взять себе в помощь участника, который не выполнял четвертое задание, т. е. из тех, кто надувал шары. Задание. Образовать множественное число от имен существительных: ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ. После ответов команд ведущий сообщает, что все ответы правильные, т. к. формы множественного числа в данном случае изменяются в зависимости от смысла слова.
Ответы: ЛИСТЫ – бумажные, ЛИСТЬЯ – с дерева. КОРНИ – дерева, КОРЕНЬЯ – овощей. ЗУБЫ – у человека, ЗУБЬЯ – у пилы. ПРОПУСКА - документы, ПРОПУСКИ – отсутствие. ХЛЕБЫ – печеные, ХЛЕБА – поля пшеницы.
10. Игра «Грамотеи» (тест на грамотность). Логопед. Следующее задание будут выполнять участники под номером: 11 и 13. По желанию себе в помощь берут участника, который не выполнял четвертое задание, т. е. из тех, кто надувал шары. Какой из этих вариантов правильный? (подчеркните)
Задание первому участнику.
1. Мороженое - Мороженное
2. Хакасия - Хакассия
3. Галлерея - Галерея
4. Гостиная - Гостинная
5. Спининг - Спиннинг
6. Акомпонемент - Аккомпанемент
Задание второму участнику.
1. Приободриться - Преободриться
2. Ультрофиолет - Ультрафиолет
3. Импресарио - Импрессарио
4. Интеллигент - Интеллегент
5. Масленница - Масленица
12. Иконапись - Иконопись
Ответы: Первый участник:
1. Мороженое - Мороженное
2. Хакасия - Хакассия
3. Галлерея - Галерея
4. Гостиная - Гостинная
5. Спининг - Спиннинг
6. Акомпонемент - Аккомпанемент
Второй участник:
1. Приободриться - Преободриться
2. Ультрофиолет - Ультрафиолет
3. Импресарио - Импрессарио
4. Интеллигент - Интеллегент
5. Масленница - Масленица
6. Иконапись - Иконопись
Логопед. И, наконец, я предлагаю вам ответить на несколько шуточных вопросов.
1) Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
2) Какой болезнью никто на земле не болел? (Морской)
3. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
4. Какие четыре моря носят названия цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)
5. По чему человек ходит, а черепаха ползет? (По земле.)
6. Из какого полотна не сошьешь рубашки? (Из железнодорожного)
7. Какую воду и в решете можно носить? (Замороженную)
8. Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)
9. Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)
10. Какой город летает? (Орел.)
11. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)
12. Кто говорит на всех зыках? (Эхо.)
Итог. Игра «Аплодисменты по кругу» (Ритуал прощания).
Логопед: вы хорошо поработали сегодня, и в завершении семинара хочу предложить Вам выразить благодарность друг другу в игре «Аплодисменты по кругу», в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее, так как количество участников увеличивается. (Логопед начинает хлопать в ладоши два раза, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает следующего, кому они аплодируют вдвоем два раза. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику «аплодирует» уже вся группа.