ОЛЬГА КИСТАНОВА
Речевые нарушения говорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
«РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ»
Консультация
Учитель-логопед:
Кистанова Ольга Алексеевна
Речь у ребенка формируется постепенно. Но первом году это гуление, лепет, произношение отдельных звуков и слогов. Далее малыш учится складывать из звуков слова, произносить связные фразы, формировать ассоциации между словами, действиями и предметами. Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте, иметь разные проявления.
Нарушение произношения звуков – это самое распространенное нарушение у детей с речевыми нарушениями этой группы.
Публикация «Речевые нарушения говорящих детей» размещена в разделах
Оно встречается чуть ли не у каждого второго ребёнка. Необходимо его исправлять еще в детском возрасте, так как во взрослом возрасте неполноценность произношения сильно осложняет жизнь – негативно сказывается на общении человека.
Дефекты произношения притягивают к себе внимание окружающих и как бы искажают речь. Неправильная речь может утомлять оппонента и вызывать осознанную и не осознанную отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормотипичное произношение всегда красиво и интеллигентно, что очень важно, например в деловом общении, так как для некоторых профессий правильная речь обязательна. Наконец не исправленное вовремя произношение звуков может провоцировать нарушения чтения и письма.
Нарушение произношения может быть вызвано разными причинами, которые нужно обязательно выявить и устранить. Без этого работа над постановкой звуков может оказаться неэффективной. Такими нарушениями могут быть :
Нарушение произношения, возникающее (на первый взгляд) без видимых причин (простая дислалия). На самом деле причины всегда присутствуют и их нужно выявить и устранить.
Нарушение произношения, вызванное анатомическими дефектами в строении речевого аппарата ребёнка (механическая дислалия). У ребё нка может быть: короткая уздечка языка, нарушенный прикус, высокое нёбо и многие прочие дефекты. При постановке звуков с ними необходимо считаться, иначе работа будет неэффективной или недостаточно эффективной.
Нарушение произношения, вызванное неврологической патологией (дизартрия и стертая форма дизартрии). При этих нарушениях в мышцах речевого аппарата возникают парезы (частичная обездвиженность) и параличи (полная обездвиженность) мышц. От этого ребёнок не может в полном объеме действовать своими органами речи. В тяжёлом случае возникает дизартрия. Дефект исправляется сложно, с примирением специальных приёмов. В более лёгком случае формируется стёртая форма дизартрии. Этот дефект достаточно легко устраним.
Нарушение произношения, вызванное ограничением способности ребёнка к совершению организма речи произвольных действий (оральная диспраксия)
Любое речевое расстройство — не повод отчаиваться, ставить на ребёнке клеймо и стыдить его. Современная логопедия может помочь даже в сложных случаях.
Чтобы скорректировать расстройства речи, необходимо научить ребёнка правильно управлять речевым аппаратом. Это кропотливая работа, задействующая центральную и периферическую нервную систему, мозг, органы дыхания и артикуляции.
Работа над произношением звуков проходит в четыре этапа:
• Подготовка. Ребёнок учится правильно распознавать звук.
• Постановка звука. Артикуляционные упражнения на произнесение отдельного звука.
• Автоматизация. Постепенное встраивание освоенного звука в речь, оттачивание произношения.
• Дифференциация. Закрепление умения различать и воспроизводить звук в спонтанной речи.
Таким образом, если ребёнку необходима помощь в коррекции произношения, то необходимо вовремя обратится за логопедической помощью и постараться как можно раньше исправить речевые нарушения.