Получи документы

Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников — реализация программы «Наш дом-Южный Урал»

петрова ольга
Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников — реализация программы «Наш дом-Южный Урал»

«Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников -

реализация программы «Наш дом -Южный Урал»

В эпоху раннего железного века (X—IX века до н. э.) уральский человек освоил металлургию железа. Люди научились изготовлять из него орудия труда, вооружение, украшения, домашние изделия. В это время на Южном Урале окончательно сложились два различных уклада жизни людей — в степях занимались скотоводством, постоянно переходили с места на место (кочевники, а в лесостепях вели оседлую жизнь, т. е. жили, не переходя с места на место, занимаясь скотоводством и земледелием. Древние люди старались украсить свои жилища, предметы сложными орнаментами, изображавшими фигуры людей, животных, птиц. Любимыми сюжетами древних художников были сцены из жизни скотоводов: олени с ветвистыми рогами, дерущиеся верблюды, образы хищных зверей, птиц. Все это изображалось на кости, железе, бронзе, золоте, коже, на поверхности колчанов, клинков кинжалов, мечей, браслетов.

Публикация «Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников — реализация программы „Наш дом-Южный Урал“» размещена в разделах

В эпоху бронзы возникают города (крепости). В далекие времена Южный Урал заселяли народы, которые впоследствии исчезли: сарматы, гунны и др. К концу XVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, мордвой, казахами, украинцами, белорусами, нагайбаками и др. Все эти народы были пришлыми, т. е. поселившимися здесь в самое разное время, они избрали Урал местом своего постоянного жительства. И сегодня уже невозможно поделить народы края на «коренных» и «некоренных» жителей.

В XVI веке Южный Урал начали заселять русские люди, и к концу XVIII века их на Южном Урале было столько же, сколько и башкир. Часть русских людей строила медежелезоплавильные заводы (в горнозаводской зоне Южного Урала, другие становились казаками. «Казак» (с тюркского)«вольный человек».

Казаками становились не только русские люди, но и башкиры, нагайбаки и другие народы. Русские переселенцы принесли на Южный Урал любовь к земле, умение выращивать различные растения, богатые традиции бережного отношения к земле-кормилице. Кроме металлургии и казачества, русские люди возделывали землю, собирали богатый урожай, разводили скот и птицу.

Все народы, живущие на Южном Урале, имели представление о миропорядке, мироустройстве. Сам человек и все, что его окружало, было космосом. Космос включал в себя животных, птиц, человека, растения, небо, солнце, звезды, озера, горы и многое другое. Люди считали, что природа живет по тем же законам, что и человек, она имеет те же чувства, что и он. Природа может сердиться — тогда сверкает молния, плакать — тогда идет дождь, улыбаться — тогда греют солнечные лучи. В речи всех народов много слов, очеловечивающих космос, природу: «хмурое утро», «злой ветер», «грустный дождик», «ласковое солнышко», «солнце-батюшка», «земля-матушка», «березка-подружка», «ветер-буян» (буйный, задорный). Природа — хранительница земли и неба, она величава, могуча, и человек преклонялся перед ней, берег ее и старался не нарушать ее законов.

У всех народов, живших на Южном Урале, был культ природы, люди поклонялись ей как высшему существу, как живому человеку.

Особо почиталась мать сыра земля, т. е. почва, на которой выращивался урожай.

Кроме культа земли, у народов Южного Урала существовали культы солнца, воды, дерева, луны и т. д.

Связь человека с живой и неживой природой, заинтересованное отношение к космосу прослеживается и в играх народов Южного Урала. Люди придумали разные игры: с игрушками, подвижные, хороводные, словесные. Персонажами этих игр были птицы и звери, растения и явления природы, времена года. Людям интересно было «разыгрывать», подражать другим существам и всему тому, что связано с природой, космосом.

Наиболее часто встречающиеся игры детей и взрослых Южного Урала :

— русская народная подвижная игра «Бег по стволу»;

— русская народная хороводная игра «Венок»;

—башкирская народная хороводная игра «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирек»);

— башкирская народная подвижная игра «Ястребы и ласточки»;

— татарская народная подвижная игра «Земля, воздух, огонь, вода»;

— татарская народная хороводная игра «Татарский плетень» («Капуста»).

Воспитательные задачи игр — воспитывать бережное отношение к родной природе, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Цель народной педагогики — воспитание совершенного человека, т. е. человека, гармонично и разносторонне развитого.

В силу особенностей исторического, экономического и политического развития, религиозных, культурных, языковых влияний народы Южного Урала имеют хозяйственное, культурное и национально-психологическое сходство. Между народами гораздо больше сходного, чем различного. Воспитание «совершенного человека», «хорошего человека», «пригожего человека», «человека что надо» включало формирование и порицание следующих качеств:

Народ Поощряемые качества Отвергаемые качества

Татары Сильная привязанность к национальной культуре, традициям быта, выраженное чувство собственного достоинства, самоуверенность; быстро улаживают возникшие по их вине конфликты, могут легко сходиться с представителями любых национальностей в совместном труде; сметливость, трудолюбие Самолюбование,

резкость,

категоричность

в суждениях,

вспыльчивость,

обидчивость,

хитринка

Башкиры Трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство Невыдержанность, замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе

Казахи Помощь родственникам, подчеркнутое уважение к старшим; скромность, сдержанность в проявлении чувств и эмоций, невозмутимость, спокойная манера поведения; приспособляемость к жизни в трудных условиях, размеренная жизнь; исполнительность, рассудитель-ность, практический склад ума Торопливость,

неучтивость,

глупость

Русские Открытость, гостеприимство, терпеливость, готовность помочь, миролюбие, надежность Лень,

безответственность, непрактичность

Эти черты характера описываются в народных легендах, преданиях, сказках, пословицах, загадках.

Кроме формирования нравственных черт характера, народы Южного Урала уделяли внимание физическому развитию детей. Народные детские игры, включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в 2—3-летнем возрасте. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь показывала свою удаль.

В народных играх развивались физические качества, речь, смекалка.

Младшие группы:

— игры с бабинской матрешкой, яйцами, вкладышами;

— подвижная игра «Маленькие ножки — большие ноги»;

— игры-забавы «Этот пальчик хочет спать».

Воспитательные задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

Старшие группы :

— русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

— русская народная хороводная игра «Чурилки»;

— татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»;

— башкирская народная подвижная игра «Белая кость»;

— башкирская народная подвижная игра «Гроза»;

— русская народная настольная игра «Бирюльки».

Воспитательные задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, быстроту реакции, умение действовать по правилам, активный интерес к народным играм.

Все народы, проживающие на Южном Урале, учили детей понимать прекрасное. Это отражается в народных загадках, легендах, искусстве, трудовых традициях, в обустройстве жилища (того места, где проживали человек и его семья).

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей через региональный компонент «Патриотическое воспитание детей через региональный компонент» «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас.

Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ» Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы» МКДОУ «Детский сад №6» Подготовила воспитатель.

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Конспект занятия по ознакомлению детей с родным краем «Наш дом — Южный Урал» в старшей группе для детей с ОВЗ Воспитатель: Денисова Татьяна Дмитриевна Конспект занятия по ознакомлению детей с родным краем в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Наш.

Консультация «Национально-региональный компонент в изобразительном искусстве Бурятии» Национально - региональный компонент в изобразительном искусстве Бурятии. 1. Вступление. 2. Изобразительная деятельность детей дошкольного.

Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками.

Региональный компонент — социально значимая часть основной образовательной программы ДОУ Мир сказок, это - мир невероятных приключений и интересных иллюстраций – это то, с чем дети сталкиваются с малых лет. И хотя многие впечатления.

Региональный компонент в средней группе на 2019–2020 учебный год Образовательная область Физическое развитие Цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья средствами народных подвижных.

Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. Задачи: 1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к его.

Теоретический семинар «Региональный компонент в образовательной программе ДОУ в рамках ФГОС» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников — реализация программы «Наш дом-Южный Урал»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 16:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД