Лучший педагог года

Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность

Ветлугина Ольга
Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность

МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок»

Доклад

«Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности»

Выполнила: воспитатель

старшей группы

Ветлугина О. В.

2021г

Ситуационный подход в современной педагогике сегодня становится одним из актуальных и перспективных.

Публикация «Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность» размещена в разделах

2. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Предлагаемые задачи вариативны и могут использоваться воспитателем как непосредственно образовательная деятельность нового типа, как индивидуальная работа, как совместная деятельность в режиме дня

Решая задачи или проблемные ситуации, основанные на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задаче, они мыслят вариативно и широко.

Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка.

Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъектности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

1. Раздел «Труд»

ИОС «Кто что делает…» игрушки-аналоги

Материалы: карточки-картинки о профессиях (повар, художник, строитель, швея, пчеловод и т. д.)

Цель: Закрепить знания о профессиях, донести мысль о том, что деньги надо зарабатывать.

Игровые правила: дети выполняют задания по подгруппам

Предварительная работа : рассматривание альбома «профессии», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», дидактическая игра «4-й лишний» беседы о профессиях.

Ход ИОС: Воспитатель предлагает картинки с изображением профессий и карточки с изображениями результатов труда данных профессий. Детям дается задание : соотнести результат труда к соответствующей профессии. Первая группа выбирает карточки – профессии, вторая – результат труда.

Во время обсуждения игры детям можно задать вопрос : что будет результатом труда таких профессий, как полицейский, учитель?

Результат: дети закрепили и расширили знания о различных видах труда и профессиях, поняли, что любой труд оплачивается.

2. Раздел «Деньги»

ИОС «Деньги всякие нужны…» с литературным персонажем

Оборудование: кошелек с набором разных «монет» и «банкнот»

Цель: Закрепить понятия «деньги», «монета», «банкнота», понимать их назначение и необходимость в жизни человека;

Игровые правила: дети выполняют задания одной группой

Предварительная работа : рассматривание монет и банкнотов; рисование «своих» денег, чтение «Муха-Цокотуха» Чуковский, «Приключение Буратино» Толстой, просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы», беседа о видах денег.

Ход ИОС: К детям приходит Буратино, который нашел кошелек и не знает, что в нем находится. Воспитатель просит ребят объяснить Буратино, что такое деньги, для чего они нужны? Дети объясняют назначение денег, сравнивают «монету» и «банкноту». Проблемная ситуация : Буратино не знает, как поступить с находкой? (дать объявление в газету, в соцсетях и т. д.) Идет обсуждение ситуации, где решено вернуть кошелек владельцу. Буратино уходит, а дети дают нравственную оценку поступку героя.

Результат: Дети закрепили знания о внешнем виде денег, понимают их назначение и роль в жизни людей, сформировано нравственное качество личности как честность.

3. Раздел «Покупаем – продаем»

ИОС «Подарок ослику Иа…» (с литературным героем)

Материалы: муляжи денег, ценники, игрушки-аналоги

Цель: формировать умение тратить средства в соответствии с имеющейся суммой.

Игровые правила: дети выполняют задания индивидуально

Предварительная работа: просмотр видеофильмов, беседы, дидактические игры «что продается в магазине», чтение книги Милн «Винни Пух и все-все-все».

Ход ИОС: Воспитатель вводит детей в ИОС : у ослика Иа скоро день рождения, предлагает отправиться в магазин и купить ему подарок, имея определенное количество денег. При необходимости ребенок имеет возможность попросить в долг у другого ребенка.

Результат: У детей сформировано умение соотносить количество имеющихся денег со стоимостью товара, сформировано качество – взаимовыручка.

4. Раздел «Реклама»

ИОС «рекламное агентство…»(путешествие)

Материалы: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, презентация, машинки и куклы

Цель: Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе

Игровые правила: дети выполняют задания по командам

Предварительная работа: беседы о рекламе, рассматривание рекламных листовок

Ход ИОС» : Воспитатель предлагает совершить виртуальное путешествие в рекламное агентство. Дети смотрят презентацию, из которой узнают для чего нужна реклама, что можно рекламировать (товары, услуги, акции и т. д., люди как профессий там работают. Воспитатель интересуется тем, какие рекламные слоганы знают дети(5-ка выручает, МТС всегда на связи и т. д.)Затем дети делятся на команды и получают предметы (мальчики- машинки, девочки –куклу, задание прорекламировать любимую игрушку в детском саду. После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты. Объясняют, какая реклама понравилась больше и почему.

Результат: У детей сформировано понятие «реклама» и умения рекламировать.

Календарно - тематическое планирование по финансово-экономическому воспитанию для детей

5-6 лет

Месяц

Неделя

Сентябрь

1

1. Занятие-беседа «Экономика и мы».

Задачи :

• познакомить детей с понятиями «экономика»;

• формировать представление об экономических категориях;

• воспитывать вежливость, культуру общения.

Блок №1 «Потребности»

Задачи :

• познакомить с экономической категорией «потребность»;

• формировать представление детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей;

• сформировать представления об ограниченности возможностей.

Тема

Педагогические средства

2

«Что такое потребности?»

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа.

3

«Что необходимо человеку?»

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы» серия №7, беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?».

4

«Потребности семьи»

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи»,

5

«Что мне нужно?»

Беседа, изобразительная деятельность.

Октябрь

Блок№2 Труд – продукт (товар)

Задачи :

• формировать понимание экономических категорий «труд», «продукт труда», «специальность»;

• расширить представления детей о труде взрослых;

• познакомить детей с многообразием профессий человека;

• способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;

Тема

Педагогические средства

1

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Беседа, чтение стихотворений о труде, д / и «Продукты труда – наши добрые дела»

2

«Труд-основа жизни».

Чтение и обсуждение сказки К,Д, Ушинского «Два плуга», д/и «Назови, кто что делает».

3

«Почему все взрослые работают?»

Демонстрация фрагмента мультфильма, «Все профессии нужны, все профессии важны», беседа, д/и «Кто где работает?»

4

«Путешествие в Страну профессий»

Презентация «Всех профессий не счесть», Д/и «Какие ошибки допустил художник?». Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла».

Ноябрь

1

«Всякому делу учиться надо»

м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова, д/и «Кто чем работает».

2

«Профессии моих родителей»

Составление рассказа по мнемотаблицам, изобразительная деятельность «Профессии моих родителей».

3

«Сами вещи не растут. сделать вещи – нужен труд».

Беседа, д/и «Откуда хлеб пришел», «Как появляется книга», «Кому что требуется для работы».

4

«Свой грош везде хорош»

Чтение и обсуждение сказки «Заработанный рубль»

Декабрь

1

«Как мы Федору трудиться учили»

Совместная трудовая деятельность.

Блок № 3 «Деньги, цена (стоимость»

Задачи :

• познакомить с историей возникновения денег, их предназначением;

• формировать представление о деньгах как о мере оценки труда, универсальном средстве обмена (инструмент обмена товаров и услуг);

• познакомить с видами и формами торговли (товар, услуги, ресурсы, оптом, в розницу, бартер);

• познакомить с понятиями «цена», «стоимость»;

• способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете;

• дать первоначальное представление о банке как организации, с помощью которой можно сохранить, одолжить деньги, приобрести иностранную валюту и получить пластиковую карточку;

• воспитывать уважительное отношение к деньгам.

2

«Что такое деньги?»

Беседа «Какие бывают деньги», д/и «Для чего нам нужны деньги?», фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия).

3

«История возникновения денег»

НОД «Путешествие в историю возникновения денег» Презентация: «История возникновения денег»,

4

«Жители кошелька»

Исследовательская деятельность «Банкнота, монета, пластиковая карта».

5

«От куда деньги приходят»

Беседа, Д / и «Какие бывают доходы», изобразительная деятельность.

Январь

2

«Дом, где деньги живут»

Онлайн экскурсия в банк, просмотр мультфильма фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).

3

«Что такое товар, услуга»

Д / и «Угадай, где продаются» Д / и «Группируем товары» Д / и «Товарный поезд»

4

«Обмен и покупка товара»

Беседа «Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт», «Магазин» Чтение стихотворения «Три копейки на покупку»

Февраль

1

«Что такое цена (стоимость)»

Чтение фрагмента сказки «Конек – Горбунок», Решение экономических задач. С / р. Игра «Магазин»

2

Что за деньги купить нельзя.

Беседа на тему без чего нам не обойтись в жизни? Что нельзя купить за деньги? Д/и «Что нельзя купить?»

3

«Что такое семейный бюджет»

Беседа о семейном бюджете, его планировании и расходовании. Д / и «какие бывают доходы?»

4

«Семейные расходы»

Беседа «Расходы личные и общие.

Д/и «Как тратит деньги семья», «Конфетки и монетки».

Март

1

«Как распределить бюджет семьи»

Д / и «Ты сегодня папа и получил зарплату», Д / и «Товары и услуги»

2

«Карманные деньги»

Притча «Заработанное своим трудом»,

Беседа «Как можно заработать деньги детям».

3

Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

Блок № 4 «Реклама»

Задача :

• дать представление о рекламе, ее назначении;

• дать первичные представления о видах рекламы;

• развивать у детей способность различать рекламные уловки;

• формировать умения отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

4

«Что такое реклама?»

Беседа «Что такое реклама», чтение сказки и обсуждение С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

5

«Как создают рекламу?»

Апрель

1

«Реклама вокруг нас»

Беседа «Где мы видим рекламу»

2

«Реклама - правда или ложь?»

Обсуждение «Что может реклама»

3

«Рекламное агентство»

Деловая игра «Рекламное агентство».

4

«Реклама моей игрушки»

Составление самостоятельно рекламы любимой игрушки.

Май

Блок №5 «Полезные привычки в быту»

Задачи :

• расширять знания детей о природе;

• дать понятие «природные ресурсы», «полезные ископаемые»;

• дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, тепла);

формировать полезные привычки: соблюдать чистоту, бережно пользоваться окружающими вещами, оказывать посильную помощь взрослым;

• познакомить с понятиями «экономия», «бережливость», «хозяйственность»;

• показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов;

• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

1

«Ресурсы нашей страны»

Презентация на тему Презентация на тему: "Природные ресурсы России". Д/и «Хорошо-плохо»

2

«Путешествие в страну бережливость»

НОД «Экономия тепла, света, воды»

3

«Хороший хозяин»

Беседы на темы «Приобрел вещь – умей с ней обращаться». Дидактические игры «Правила поведения» «Плохо – хорошо» Чтение художественной литературы К. Чуковский «Федорино горе» В. Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо» Пословицы и поговорки о лени, труде

4

«Итоговое занятие» Викторина «Что мы узнали о финансах».

Варианты ответов (Да, Не уверен, Нет)

1

Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль?

2

Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы (роль труда, стоимость различных товаров и т. п.)

3

Считаете ли Вы, что разговоры о деньгах могут испортить ребенка, привить «нездоровый» интерес к ним?

4

Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость?

5

В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь, стали бы Вы объяснять причину отказа?

6

Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?

7

Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?

8

Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?

9

Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи?

10

Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?

11

Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группеКонспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группе Задачи: - формировать осознанное отношение воспитанников к своему здоровью и закреплять основные правила сохранения и укрепления здоровья;.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Квест-игра «Решение логических задач по ПДД с участием отряда Юпид» (подготовительная группа)Квест-игра «Решение логических задач по ПДД с участием отряда Юпид» (подготовительная группа) «Решение логических задач по ПДД с участием отряда ЮПИД» Воспитатель Архипова Елена Анатольевна. Цель: Закреплять знания детей о безопасном.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение ситуационных задач при обучении детей финансовой грамотности через трудовую деятельность
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 10:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД