Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ

Галина Бойчук
Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ

У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочнице у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, обычные, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.

Наверное, все взрослые замечали, что песок обладает некой магической силой. Его хочется потрогать, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку, сделать куличик и так далее. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка, ведь песочная терапия способна творить чудеса.

Песочная терапия – это методика в психотерапии, направленная на снятие психологического напряжения. Она позволяет ребенку прикоснуться к своему глубинному «Я», создать целостную картину миру, сотворить уникальный образ. Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построек на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов являются песочные игры. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект.

Дети очень любят игры с песком. Весной и осенью они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим.

С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми с песком до весны. В нашей группе с помощью родителей изготовлена «минипесочница» - небольшой деревянный ящик с песком. Наша песочница находится в специально отведённом для неё месте, но, при необходимости, возможно её перемещение в другое место. Она используется в совместной деятельности с педагога детьми, а также для самостоятельных игр и деятельности детей. Также используем песок для изготовления поделок, делаем различные опыты с песком.

Песок, который находится в минипесочницах, есть, пожалуй, в каждом детском саду, а вот световой стол для песка –редкость.

Признаюсь, читая публикации коллег об этом удивительном изобретении, завидовала белой завистью. Рисуя на песке, свой собственный мир, ребенок показывает нам свои переживания и фантазии. К тому же, рисование песком – отличный способ расслабиться, снять стресс, напряжение и страхи. С помощью родителей мы сделали световой стол для рисования песком самостоятельно. Итак, что нам понадобилось, чтобы изготовить световой стол?

• материал: дерево, сосна

• размер столешницы 50х70 см, формат экрана — прямоугольный

• высота бортика 15 см, от экрана 5 см;

• тип стекла: оргстекло, два слоя по 3мл

• матовая плёнка между слоями оргстекла

• подсветка: белая, светодиодная лента, питается от 12 вольт, поэтому необходим блок питания, чтобы стол для рисования песком можно было включать в розетку. Лента бывает разных цветов, но была выбрана холодного белого цвета. Так как по ощущениям он наиболее яркий.

• песок: кварцевый, 1,5-2 кг

• ящик покрыт бесцветным лаком

Я уверена, что есть множество других способов изготовить своими руками стол для рисования песком, но наш конечный результат мне очень понравился, имеет приятный внешний вид. Он очень ярко светится и подходит не только для рисования песком, но и для для копирования чертежей, и рисунков. Не советую в качестве подстветки использовать простые лампы накаливания или лампы дневного света (они не безопасны). Думаю, будет интересно, если взять разноцветную светодиодную ленту.

Наши занятия проходят в форме творческой мастерской под названием - «Чудеса на песке». Проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Время занятий зависит от интереса детей. Количество человек в подгруппе также определяется желанием детей.

На начальном этапе большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, психоэмоциональной сферы детей. Дети могут создавать простейшие изображения, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою песка (домик, кубик, мяч и т. д., при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок. Если ребенок что-то захочет добавить или изменить в рисунке, ему достаточно провести ладошкой по песку и вновь начать творить.

Затем дети могут создавать картины, используя технику насыпания песка. Мои темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, т. д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей. Рисование на песочном столе проходит под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы. Ощутимо снижается вероятность возникновения неврозов, ослабляется конфликтность, гиперактивность. Песочная терапия позволяет ребёнку ярко, свободно без ограничений проявлять свои эмоции, при этом учась проявлять их безопасно, обеспечивая личностный рост.

Публикации по теме:

Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения «Лэпбук, как инновационная технология дошкольного обучения» Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации. Составила:.

Инновационная технология в патриотическом воспитании в ДОУ — квест-игра Инновационная технология в ДОУ- «квест-игра» в патриотическом воспитании. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений,.

Лэпбук как инновационная технологияЛэпбук как инновационная технология Нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса принято называть инновациями в образовании. Это.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Рисование
  • Рисование
Автор публикации:
Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 17:00
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного...
Фотоотчет «Новогодний серпантин»
Фотоотчет "Новогодний серпантин" Новый год- это самый весёлый праздник у детей. И даже взрослые не отстают от них. В нашем детском саду стало доброй...
Мастер-класс «Рождественская звезда, пуансеттия» в технике модульное оригами
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления пуансеттии или рождественской звезды из бумаги...
Консультация для родителей: «Познакомьтесь — это девочка наоборот (О маленьких...
Кризис, кризис, кризис ребенка 3-х лет… Переступив порог самостоятельности, глотнув её «свободу» и гордясь этим, ребёнок хочет распространить её на всё, а...
Фото отчет занятия «Новогодние игрушки»
Цели: моделирование предметов из 2–3 частей; лепка новогодних игрушек. Задачи: учить детей лепить елочные игрушки из пластилина; показать разнообразие форм...