Наталья Курышева
Робототехника как средство социализации мигрантов в ДОУ в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность проблемы. Обострение межэтнических отношений породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. В то же время развитие процессов миграции, появление вышеуказанных групп населения обострили проблемы их адаптации в новой социальной среде.
Публикация «Робототехника как средство социализации мигрантов в ДОУ в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Роботы и робототехника. Программирование
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из наиболее уязвимых категорий, нуждающихся в особой поддержке, являются дети-мигранты дошкольного возраста. Дети-мигранты в процессе переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых социальных, педагогических и психологических проблем и нуждаются в педагогической поддержке.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип – сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, уважение личности ребенка.
Во ФГОС учитываются индивидуальные потребности ребенка, этнокультурная ситуация развития детей. Стандарт направлен на обеспечение государством равенства возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, нации, языка; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей.
Актуальность работы подчеркивается тем, что, в сложившихся условиях, поиск средств гармоничного вхождения в новую социальную среду и бесконфликтного существования этнокультур представляется для полиэтничной России важнейшей государственной и социально-политической задачей. В настоящее время необходимая детям-мигрантам дошкольного возраста педагогическая поддержка осуществляется недостаточно. Следует отметить, что при вхождении в новую социальную среду особое значение имеют дошкольные образовательные учреждения, которые обладают большим нереализованным потенциалом для социальной адаптации детей-мигрантов. Наиболее доступной ребенку-мигранту дошкольного возраста является игровая деятельность, так как не требует специальных навыков или способностей. Специфика ее состоит в том, что в процессе игровой деятельности идет усвоение ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются коммуникативные навыки, эмоции, способность принимать позицию другого человека; она не имеет ограничений и доступна детям любых национальностей. Таким образом, образовательную деятельность в дошкольном учреждении необходимо осуществлять в игровой форме.
С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки- миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е. В. Бондаревской. В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром рассматриваемых объектов.
Так, вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения- Р. А. Костин.
Проблема адаптации мигрантов рассматривалась в работах зарубежных авторов (Дж. Берри, С. Бочнер, Р. В. Брислин, Я. Ким, Г. С. Триандис и др.). Однако, возможности игровой деятельности в образовательном процессе для социальной адаптации детей-мигрантов практически не исследовались, что подчеркивает новизну нашего проекта.
Содержание и методические аспекты интеграции мигрантов в образовательной деятельности ДОУ в процессе проектной деятельности.
Содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
-социально – коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
1. Все эти задачи можно решить в процессе образовательной деятельности при помощи игры. В нашем детском саду этот процесс реализуется с помощью использования конструктора. В строительных, конструктивных играх стирается национальная граница. Дети тесно сотрудничают друг с другом для создания объекта, развивается речь, коммуникативные навыки. В настоящее время мы работаем над реализацией проекта по роботоконструированию «Все профессии нужны все профессии важны». Проект проводится для дошкольников 5-6 лет. По ходу проекта расширяются знания детей о профессии военных, о многообразии военной техники, что интересно всем детям без исключения. Перед детьми ставится задача создания собственных конструкций военной техники, что объединяет их в единый коллектив. В проекте активное участие принимают родители воспитанников, что еще больше сближает. На подготовительном этапе автором проекта была проведена масштабная подготовительная работа. Она включала в себя выбор цели предстоящего мероприятия, планирование его хода, прогнозирование желаемых результатов. Была подготовлена НОД, в ходе которой воспитатели старшей и подготовительной групп познакомили детей с материалом по теме «Профессии»: проводили беседы, показывали медиа-материалы, предлагали тематические игры, мотивировали детей на создание творческих работ. Была проведена работа с родителями, в результате которой дети знакомились с содержанием и особенностями профессиональной деятельности своих мам и пап. В рамках подготовки к конкурсу были организованы тематические экскурсии «Профессия: продавец», «Профессия: повар», «Профессия: учитель».
Также непосредственно перед соревнованием педагоги познакомили детей с содержанием первого этапа конкурса, предложили ребятам разделиться на команды, оказав при этом необходимую организационную помощь, обсудили с членами каждой команды выбор профессии, девизов, атрибутов и эмблемы, которую дети придумывали и рисовали самостоятельно.
2. На первом этапе конкурса дети осуществляли реализацию своих проектов и их защиту.
3. На втором этапе конкурса дети участвовали в развлекательном мероприятии «В поисках сокровищ».
4. На итоговом этапе были подсчитаны баллы, набранные детьми в ходе выполнения работ, определены результаты проектов. Их победители были награждены почетными грамотами.
В рамках конкурса были реализованы два краткосрочных проекта.
•«Строители города будущего».
В проекте участвовали дети подготовительной к школе группы, всего 5 команд:
«Строители»;
«Строители города будущего»;
«Архитекторы»;
«Инженеры»;
«Мастерок».
Наибольшее количество баллов набрала команда «Строители города будущего».
•«Есть такая профессия – Родину защищать!»
В проекте участвовали дети старшей группы, всего 6 команд:
«Непобедимые»;
«Мы – моряки»;
«Мы – пилоты»;
«Мы – пограничники»;
«Мы – военные медики»;
«Царица полей – пехота».
Наибольшее количество баллов набрала команда «Непобедимые».
Результаты мероприятия.
Соревнования оценивались по критериям: 2, 1, 0 баллов.
Наибольшее количество баллов набрали команды «Непобедимые» и «Строители города будущего».
Дети с большим интересом занимались конструированием проектов и с поставленными задачами справились.
Мероприятие выявило также, что у детей недостаточно развита связная устная речь: они затруднялись рассказать о проделанной работе.
Особый интерес дети проявили во втором этапе соревнований «В поисках сокровищ».
Выводы:
•с поставленными задачами дети справились;
•детьми было создано очень много построек на тему «Есть такая профессия – Родину защищать!».
общение детей друг с другом и со взрослыми. В образовательной деятельности у детей расширялись знания о профессии военных:
- при помощи дидактических, сюжетно- ролевых игр,
- они встречались с участниками боевых действий в Чечне,
- проявили свои конструктивные способности и умение взаимодействовать в игровом занятии «Будем Родине служить!»,
-стали участниками веселого путешествия «В поисках сокровищ»,
-покажут спортивную подготовку, дружбу, взаимовыручку в спортивных играх «Хочется мальчишкам в армии служить».
Закончится данный проект музыкально - спортивным праздником «Будем Родине служить и Отчизной дорожить» с участием родителей воспитанников.
Заключение
Цель исследования: наблюдение особенностей интеграции детей-мигрантов в детском коллективе посредством образовательной деятельности через игру.
Цель работы определила основные задачи исследования:
- проанализировать современные подходы к исследованию проблемы социальной адаптации детей-мигрантов в отечественной и зарубежной литературе и обосновать интеграционную стратегию аккультурации как наиболее оптимальную для адаптации данных детей в новой среде;
- раскрыть сущность адаптации детей-мигрантов в новой социальной среде средствами образовательной деятельности в игровой форме;
- теоретически обосновать особенности адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения;
- выявить педагогические условия, способствующие успешной социальной адаптации детей-мигрантов с помощью игровой деятельности в образовательном процессе;
- составить и экспериментально апробировать педагогическую программу по социальной адаптации детей-мигрантов средствами игровой деятельности в образовательном процессе.
Объект исследования - процесс социальной адаптации детей-мигрантов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия влияния образовательной деятельности на социальную адаптацию детей-мигрантов.
Гипотеза исследования- заключается в предположении, что образовательная деятельность в форме игры является эффективным средством социальной адаптации детей-мигрантов
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов: теоретический анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования; - методы опроса (беседа, анкетирование и интервьюирование); - наблюдение (в естественных условиях, в процессе практического обследования); - диагностическое обследование с помощью методики Р. Жиля; - констатирующий, формирующий эксперименты; - математические методы обработки данных эксперимента.
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители воспитанников (социальные партнеры).
Виды проекта:
- творческая деятельность,
-исследовательская деятельность,
-игровая деятельность.
Образовательные области проекта:
-социально – коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Сроки реализации: долгосрочный (декабрь - февраль).
Ожидаемый результат: адаптация детей – мигрантов в детский коллектив, толерантное отношение детей друг к другу.
Продукты проекта:
- результаты исследования могут использоваться педагогами для более эффективной адаптации детей-мигрантов в ДОУ.
Литература
1. Абсалямова А. Г., Горбачева Ю. С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе, Уфа Творчество,1997.
2. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nachalka.com/igromir
3. Каземирова Т. В. Проектная деятельность в ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vospitateljam.ru/
4. Косик В. И. Избранные труды по психологии. Педагогика 1987
5. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. ИЭА. РАН 1993
6. Сухарев А. В. Психологический подход к психической адаптации человека.
7. Петросенко Е. А. Праздник осени. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dochkolenok.ru/category/stsenarii-prazdnikov
7. Проект журнала «Дошкольное воспитание»: «Расскажите детям о войне». [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://dovosp.ru/j_dv/projects/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf