Получи документы

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Елена Завьялова
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Статья

Тема: «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»

Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление крайне редкое. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. И. Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телефона, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уже систематические занятия по развитию речи – явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, планируя работу по развитию речи :

Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника» размещена в разделах

- состоящая из простых предложений речь, однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо);

- лексически бедная речь, недостаточный словарный запас;

- использование в речи сленговых слов, рекламных клипов, нелитературных слов и выражений;

- неспособность грамотно сформулировать вопрос;

- неспособность построить монолог, пересказ короткого текста своими словами;

- неумение обосновать свою точку зрения, просьбу, выразить протест;

- отсутствие навыков культуры речи;

- плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием ребенка. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе. Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. В результате приобщения к книге, облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, закладывают основы нравственности.

Читательские интересы дошкольников разнообразны : им нравятся загадки, рассказы о животных, прибаутки, сказки.

Дети отличаются высокой эмоциональной отзывчивостью, способностью сопереживать, следить с волнением за развитием действия. Это формирует литературный вкус, что особенно актуально для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными журналами и книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна, в какой-то степени обедняя духовный мир ребенка.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомя его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой, поэзией и фольклором.

Начиная с раннего возраста, происходит знакомство с потешками, колыбельными, прибаутками, именно они позволяют ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, обогащают словарь и кругозор детей.

Для развития речи и устранения некоторых речевых проблем, активно используются пословицы и поговорки, т. к. у дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Знакомство со считалочками позволяет формировать грамотную образную речь.

Использование загадок, их отгадывание и загадывание, способствует формированию навыков анализа, обобщения, умению выделять характерные признаки предмета и делать выводы, видеть переносное значение слов, учат образному мышлению.

Чтение рассказов, сказок, причём выразительное чтение, способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, неоднократными повторами, что способствует более внимательному слушанью произведения и быстрому запоминанию текста. Наиболее эффективным будет чтение с иллюстрированным сопровождением. Обыгрыванием произведений с помощью кукольного театра, позволяет ребенку более осознано слушать текст, ярче представлять героев.

Ну и, конечно, у ребенка должен быть доступ к книгам, чтобы он самостоятельно их рассматривал, описывал картинки.

Учитывая всё вышесказанное, можно добиться высокого результата в развитии речи дошкольника. Это формирует литературный вкус, любовь к книге, расширяет кругозор и, самое главное, серьезных проблем и нарушений речи у ребенка можно избежать.

МАУ ДО «Детский сад Тополёк» п. Демьянка

Завьялова Е. Н., воспитатель первой категории

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
Опубликовано: 24 октября 2022 в 16:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД