Получи документы

Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников

татьяна крылова
Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников»[/b]

Игра – основной вид деятельности дошкольников, в играх проявляются и развиваются разные стороны личности и удовлетворяются интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, творческие потребности, складывается характер – что так важно для всестороннего развития наших малышей. Развивающие игры отличаются от обычного обучения, особенность их в том, что они:

Публикация «Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников» размещена в разделах

• несут в себе радость совместной деятельности взрослого и ребенка;

• задания в них подбираются по возрасту и способностям, с постепенным усложнением;

• они создают условия опережающее развитие способностей;

• разнообразны по содержанию, можно использовать в разных видах деятельности;

• создают атмосферу свободного творчества.

Развивающие игры помогают корректировать психические процессы, развивать нравственные качества ребят. Игры развивают различные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, систематизировать и классифицировать материал, способность к комбинированию, пространственные представления, способность предвидеть результаты своих действий. При подборе игр учитывается индивидуальный темп развития, интересы ребенка, зона ближайшего развития. Многие задания имеют различные варианты ответов, важно не упускать возможность обсудить их с ребенком. Он научится видеть суть вещей, а также получит замечательную возможность почувствовать разнообразие явлений окружающего мира.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»

(Конфуций)

Для того чтобы маленький ребенок мог понимать нас - взрослых, что мы от него хотим, ему мало только видеть и слышать - он должен активно действовать – ИГРАТЬ.

В играх проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

С помощью игр мы можем научить ребенка управлять своим ВНИМАНИЕМ, а это значит научить его планировать наблюдения, работать системно, проговаривать последовательность действий.

Внимание, это способность находиться там, где он должен находиться; работать над тем, над чем он должен работать; смотреть на то, на что он должен смотреть; думать о том, о чем он должен думать в этот момент.

Мы – взрослые можем помочь нашим маленьким исследователям, говоря слова-ключи: «Посмотри сюда», «Сравни», «Ты заметил» и др.

Игры несут в себе радость совместной деятельности взрослого и ребенка!

Но, играя надо соблюдать правила, вот они!

«Играем по правилам»

• Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому.

• Заинтересуйте ребенка игрой, но не заставляйте его играть. Не обижайте ребенка в игре.

• Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни вздохом. Дайте возможность делать все самому и отыскивать ошибки тоже.

• Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

• Обязательно начинайте с посильных задач. Успех в самом начале – обязательное условие.

• Если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания. Не торопите его!

• Берегите игры. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

• Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

• Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.

• Можно устраивать соревнования на скорость решения задач. Ребята в 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение.

• В играх заложена развивающая и обучающая информация, с их помощью ребята без особого физического, эмоционального и психического перенапряжения повторяют пройденный материал и познают мир!

Игры развивают познавательные функции ребенка:

• Способность видеть необычное в обычном, новое в привычном;

• формируют умение исследовать объект с разных сторон;

• помогают за внешними следствиями искать внутренние причины;

• оттачивают наблюдательность и стремление добраться до сути проблемы.

Игры позволяют нам лучше узнать своих детей: что они любят, о чем мечтают, как преодолевают трудности.

С помощью развивающих игр, познавательного и занимательного материала можно решить следующие задачи:

• Вызвать интерес к интеллектуальной деятельности, развить познавательную активность, творчество;

• Проявлять положительное отношение к умственному труду и его результату;

• Формировать у детей внимательность, умение рассуждать, видеть глубинную сторону проблемы или явления, последовательно анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

• Развивать речь детей: умение отвечать на вопрос, побуждать задавать вопросы, устанавливать словесно-логические связи, доказывать свое мнение;

• Формировать умение управлять своим поведением, развивать нравственные качества: уступать, сдерживаться, согласованно работать, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

• Формировать способность к самостоятельному творчеству, инициативу в ходе решения задач, играх.

На первых этапах привлекаем ребят к совместным играм с правилами и готовым содержанием.

Большое внимание уделяю маршрутным настольно-печатным играм. В этих играх дети незаметно для себя научились сдерживаться, осознавать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие знаки и сигналы, ориентироваться в пространстве, считать, планировать последующие ходы, устанавливать связь между действиями героев и результатом, следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролировать себя. Учу ребят сотрудничать друг с другом, радоваться успеху сверстника, стойко переносить свои неудачи.

Система работы строится поэтапно:

1 этап – мотивация

• важно заинтересовать детей, для этого использую загадку, ребус, вопрос и т. п.

2 этап – ознакомление

• чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание предметов, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов и т. п.

• расширение и обогащение словаря за счет новых слов;

• экспериментирование;

• расширение кругозора: посещение музеев, выставок, экскурсии;

• игры на ознакомление со свойствами и качествами предметов, нахождения сходства и различия: «Сравни», «Что перепутал художник?» и др.

• на ознакомление с внешним видом предметов: «Куча мала» (узнавание предметов по контуру);

• на нахождение отсутствующих деталей: «Рассеянный художник», «Дорисуй»;

• на классификацию и обобщение: «4-й лишний», «Я – знаю 5 названий…», «Винегрет» и др.

• «Объяснялки» (почему так названы, составляем свой толковый словарь;

• составление алгоритмов: «Как построить ракету?», «Как появилась бумага?», «От камня до бумаги» и др.

• продуктивная деятельность: ручной труд – «Мои питомцы», лепка - изготовление глиняных дощечек и «Что такое клинопись?»; рисование – «На чем люди писали в древности»; совместная деятельность: «Как нитки прядут?» и др.

3 этап – развивающие игры

• принадлежность предметов к рукотворному или природному миру: «Мы - похожи»;

• установление логических связей: «В одной связке», «Найди пару», «Разложи по - порядку» и др.

• на пространственную ориентировку: «Прятки в квадрате», «Смотрим справа, смотрим слева», «Твистер», «Ох уж эти клеточки»;

• игры на проверку: «Работа над ошибками» (самоконтроль, взаимоконтроль);

• игры на умение рассматривать предмет с разных точек зрения: «Кто что подумал».

4 этап – детское творчество

• придумывание ребятами описательных загадок, рассказов;

• логических задачек, шифровок с использованием знаков, цифр, букв;

• изображений предметов в развивающей игре «Сложи узор», создание коллекций по лексическим темам;

• придумывание ребусов с определением первого и последнего звуков;

• составление простейших кроссвордов, ребусов;

• рисунки, поделки, создание коллекций, участие в мастер - классах, конкурсах, выставках, фестивалях.

Мы ищем таланты во всех образовательных областях, и помогают нам в этом развивающие игры!

Публикации по теме:

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группыПрогулка и её влияние на развитие детей младшей группы Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Прогулки в детском саду. Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для всестороннего развития личности заложены в процессе воспитательно-образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 23:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль развивающих игр и познавательной деятельности во всестороннем развитии старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем татьяна крылова (УИ 193473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД