Елена Шевченко
Роль родителей в игровой деятельности детей ОВЗ
В наше время родителям зачастую не хватает времени на общение с детьми. А в семьях, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья данная проблема усугубляется вдвое. Наличие нарушений у ребенка является психотравмирующим фактором, который негативно влияет на психику родителей и их мотивационные установки. Для решения данной проблемы мы применяем технологию – тимбилдинг. Это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение родителей и детей ОВЗ путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр, развлекательных программ, тренингов и других форм совместного время препровождения.
Публикация «Роль родителей в игровой деятельности детей ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игра - одно из средств воспитания и обучения и обучения детей любого возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых любимых и родных людей- родителей. Однако, родители не так часто играют с детьми. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей она как форма организации жизни детей ОВЗ должна иметь свое место в распорядке дня каждого ребенка.
Современные родители знают : игра нужна и важна для ребенка. Но в тоже время большинство родителей не реагируют на просьбу детей : «Поиграй со мной!». Почему же родители отмахиваются от желания ребенка? Все просто, они не знают, как играть с детьми, какие игры бывают. Не догадываются, что игре тоже нужно учиться.
Мы пригласили родителей из групп компенсирующей напраленности в детский сад и предложили организовать совместную игру, которую они должны были придумать сами, используя для этого весь имеющийся материал.
Предварительно мы убрали все покупные игрушки. Играть мы начали, уютно расположившись у камина. Его сделали из картонных коробок. «Огнем» стали красные ленты. Вместо ковра на пол постелили покрывало. Родителям задали вопрос : «Вспомните, какие игры и игрушки любили вы в детстве. Что приносило вам истинную радость? Строить железную дорогу? Переодевать Барби?». Мамы и папы вспомнили, в какие игры они играли сами в детстве. Поступило несколько предложений: «Путешествие», «Оздоровительный комплекс», «Караоке» все эти игры объединили в единый сюжет. Распределили роли. Затем приступили к созданию игровой среды. Использовали для этого все, что имелось в группе: природный материал, ткань, проволоку, бумагу, карандаши, клей, пластилин, конструктор, коробки.
В ходе подготовки игровой среды появились мини группы. Родители обговаривали возможные сюжеты, которые появятся в ходе игры. Приступив к игровой деятельности, родители испытали трудность : они не могли выстроить диалог между собой, и игра остановилась. В помощь родителям использовали карточки, на которых символами отобразился направленность вопроса. Например, карточка с изображением человека с пристегнутым ремнем ориентирует на предложение стюардессы «Пристегните ремни»; изображение стакана с трубочкой «Не желаете ли вы сока» и т. д. С помощью этого метода игра продолжилась. В затруднительных ситуациях участники игры помогали друг другу. Не секрет что воспитанием ребенка в основном занимается мама. Мы решили привлечь пап к игровой деятельности детей. Предложили папам бросовый материал: картонные коробки, деревянные ящики, пластиковые бутылочки, цветной скотч, фломастеры. Подкладочную ткань. Необходимо было из предложенного материала придумать спортивную настольную игру. Обладая незаурядным мышлением, папы создали из катонных коробок футбольное поле, из пластиковых бутылок игроков. Деревянные бруски стали трибунами. Распределили между собой роли. Затем состоялся футбольный матч. Игра с ребенком важна, полезна и увлекательна - как для самого ребенка, так и для родителей. И когда ребенок просит "Поиграй со мной", не спешите ему отказывать. Играйте вместе!
В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Куклотерапия может использоваться в разных направлениях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Пропаганда знаний по использованию традиционных и нетрадиционных методов в коррекционной и лечебной педагогике представляет собой возможность использовать их не только педагогами, но и родителями.
«Гномики»
Я веселый гномик Дима!
У меня подруга Нина!
Дружно вместе мы играем!
Дружно песни распеваем!
Ручками хлопаем!
И ногами топаем!
Ручками хлопаем!
И ногами топаем! Показать палец правой руки с «глазками».
Показать палец правой руки с «глазками».
Покачать пальцами обеих рук влево и в право.
Средние и большие пальцы обеих рук хлопают друг о друга, «аплодируя»
Мизинцами и безымянными пальцами обеих рук стучать по столу.
Средние и большие пальцы обеих рук хлопают друг о друга, «аплодируя»
Мизинцами и безымянными пальцами обеих рук стучать по столу.
Надеть на указательный палец одной руки «глазки», соединить руки между собой большими пальцами. Остальные пальцы слегка согнуть и опустить вниз (это «лапки краба»). Желательно пальцы поставить на любую удобную поверхность (стол или на пол)
«Крабики»
- Одной лапкой – раз, два, три!
- Второй лапкой – раз, два, три!
- Третьей лапкой – раз, два, три!
- головою покрутили,
- Поклониться не забыли?
- Раз, два, три, раз, два, три
- Лапкой, Крабик, помаши! Стучать мизинцами обеих рук по столу или по полу
Стучать безымянными пальцами
Стучать средними пальцами
покрутить указ. пальцем, на который надеты глазки
Пальцем с «глазками» покачать вверх и вниз
стучать поочередно обеими мизинцами, затем безымянными, затем средними пальцами
Покачать большим пальцем
«Гонзики» могут вести диалог (стихи – диалоги). Диалог между родителями и детьми можно использовать в совместных игровых упражнениях с детьми. Например: вопросы задаёт взрослый, а ребёнок – отвечает, одновременно кивая «Гонзиком».
Телесно-ориентированная психотерапия является сравнительно малоизвестным направлением психотерапии в России. Особое внимание уделяем работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это преимущественно дети, имеющие тяжелые нарушения речи, как категории детей, особо нуждающихся в коррекционной помощи. Тактильные средства общения относятся к невербальным подразумевает под собой различные прикосновения человека (объятья, поцелуи, похлопывания, поглаживания, рукопожатия).
Дело в том, что такие дети обычно очень сильно телесно зажаты, так как мир для них очень трудный и не понятный. Поэтому и тело и них обычно скованное, в зажимах и блоках. В детском саду систематически ведется планомерная психолого-педагогическая работа, которая ведется при взаимодействии с родителями.
На самом деле, занимаясь обычными домашними делами – мы уже занимаемся тактильной терапией. Необходимо только грамотно подойти к выбору занятий (в зависимости чувствительности тактильной системы ребенка) и заинтересовать/вовлечь ребенка.
- Взрослый с ребенком может мыть ягоды. Тоже самое касается мытья огурцов, которые такие фактурные на ощупь – букет сенсорных ощущений.
- Пусть ребенок отрывает черенки у черешни, зеленые листики у клубники.
- Когда поляны покроются ромашками – отрывать лепестки (помните любит-не любит) – вот Вам тренировка идеального щипка указательного и большого пальца.
- Пластмассовыми детскими ножницами нарезать зелень в салат и зеленый лук. А так же можно просто рвать, особенно листья салата – это тоже полезно.
- Приучите ребенка мыть свою тарелку самому хотя бы раз в день. В начале мойте вместе с ребенком, постепенно отдавая эту обязанность ему.
-Всякие детские грабельки и метелки для дорожек – это прекрасная тренировка внимания.
Предлагаю вам несколько полезных действий (слово упражнение многих пугает, которые легко выполнить практически всем.
Массаж с элементами игры.
Возьмите ладошку ребёнка, начните водить пальцем по ней, изображая букву иди цифру (их проще изобразить). А ребёнок в это время сидит с закрытыми глазами. Ему необходимо угадать, что вы нарисовали. Далее можно поменяться местами. Теперь вы угадываете. Усложнить можно рисуя на спине.
Важен не сам процесс отгадывания а тактильное общение, прикосновение, снятие зажимов.
Колыбельная
Выполняется сидя на полу. Необходимо посадить ребёнка к себе спиной или на руки, как будто укачиваете. Можно включить любую инструментальную мелодию. Я рекомендую Архиповского - колыбельная. Можно ту, что вам комфортнее.
Тактильное лото
1 Сядьте с ребенком за стол и достаньте лото
2 Познакомьте малыша с деталями лото. Они могут быть парные. Две
детали одинаковые на ощупь. Дайте ребенку потрогать их. Опишите их.
3 Одну половину деталей спрячьте в мешочек, а другая пусть лежит на
столе.
4 Пусть малыш достает на ощупь и называет детали.
Отлично можно отрабатывать словарь прилагательных, активизировать
новые слова. Тактильное лото хорошо развивает мышление, память,
внимание.
4) Алфавит из бархатной бумаги готовит руку к письму и помогает при
обучении чтению. Подходит детям в 5-7 лет.
Главное в детской игре - добиться того, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, то есть был увлечен по -настоящему. Только в этом случае игра пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он не бросался от одной игрушки к другой, не переключался на несколько задач, а доводил свою игру до конца.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с реб нком? / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Просвещение, 1990.- 160с.
Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия/ народное образование,№5,1997.
Ганичева И. В. Телесно-ориенированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). Москва. : Книголюб, 2004.