МААМ-картинки

Роль семьи в формировании тендерных представлений ребенка

Елена Бортникова
Роль семьи в формировании тендерных представлений ребенка

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одно культурное сообщество не обходилось без семьи. Общество и государство заинтересованы в его позитивном развитии, сохранении, укреплении, и каждому человеку нужна крепкая, надежная семья, независимо от возраста.

Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети? Придет время, когда они тоже станут родителями. Все положительное, что они пронесут через всю свою жизнь, заложено в детстве, в семье.

Публикация «Роль семьи в формировании тендерных представлений ребенка» размещена в разделах

Семья формирует интимный, личный мир человека, это социальная среда, которая непосредственно затрагивает человека. Человек начинает свою жизнь в нем, делится ею с другими людьми в нем, продолжает себя в детях в нем.

В семье сходятся и фокусируются все возможные эмоции, страсти, аффекты. "Мой дом - моя крепость" - нелегко заглянуть в него, а тем более разглядеть во всех мельчайших деталях и управлять им со стороны. Но вне общества нет семьи. Мы привыкли говорить, что какова семья, таково и общество. Не менее справедливо будет сказать, что каково общество, такова и семья.

Однако семейная жизнь - это не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствуется его личность, улучшаются его отношения с близкими.

Дети в семье - это дополнение, обогащение жизни двух людей, которые связали себя узами брака. Они приносят радость, заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой.

Нет никаких сомнений в том, что ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Ответственность родителей за нежное развитие детей очень велика, потому что только они могут научить своих детей взаимному уважению и любви. Любовь и взаимное уважение родителей - главный воспитательный фактор, влияющий на ребенка. "Когда отец и мать любят друг друга, ребенок получает от их любви больше всего".

Чтобы служить образцом нежной роли, родители, в первую очередь сами, должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности) и женственности (женственности). Однако десятилетняя жизнь двух эмоционально разобщенных людей ради ребенка часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия. Нерешенные супружеские проблемы, хотя и скрытые под девятью замками, влияют на ребенка через психологические механизмы.

Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти проблемы и таким образом помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Семья - единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом других семейных «болезней».

Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей, особенно, если они скрыты от ребенка. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного человека переживались лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать. Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придает им своеобразный смысл. Однако часто он просто воспринимает, что, когда мама и папа такие, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое.

"Ребенок испытывает психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств избежать подобных негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. В то же время они чрезвычайно чувствительны к изменениям эмоциональной атмосферы в семье и склонны связывать ее изменения либо с происходящими внешними событиями, либо со своим собственным поведением".

Ребенок в разведенной семье с одним родителем слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее друзей на бывших мужей, что влияет на развитие его собственных окрашенных в черный цвет представлений об отце как источнике несправедливости, предательства и всевозможных неприятностей. Это может негативно повлиять на его тендерные заявки.

Ребенок может задавать родителям вопросы о телесной разнице полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к гендерным вопросам должно быть должным образом удовлетворено взрослыми. Полезно заранее сформулировать ответы на возможные вопросы детей.

Если родители осознают это, то им нужно заметить, что не только они воспитывают ребенка, но и ребенок, в свою очередь, воспитывает их, и тогда родители смогут находить удовольствие и удовлетворение в этих взаимозависимых отношениях. Ведь, к сожалению, универсальной "технологии" воспитания детей не существует, и мы не можем получить совет на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье.

В процессе естественной идентификации нежности в семье дети часто пробуют различные модели нежного поведения, учась правильно различать мужские и женские роли. Некоторые мальчики иногда практикуют поведение, которое традиционно считается женственным в нашей культуре, например, они носят платья, пользуются косметикой или участвуют в игре по вынашиванию и воспитанию детей (дочерей-матерей). Кроме того, многие девочки иногда могут брать на себя мужскую роль - становиться "папочкой", играя с домами, или временно перенимать мужские модели поведения, в результате чего они выглядят как "мальчики-женщины" в глазах общества. Этот тип временного и эпизодического поведения характерен для многих мальчиков и девочек и обычно является частью учебного опыта в процессе нормальной нежной социализации.

Традиционная система гендерных отношений и связанная с ней дифференциация нежных ролей, безусловно, переживают кризис. С одной стороны, жалобы на дискриминацию в отношении женщин. С другой стороны, существует беспокойство по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" принципа в семье и обществе. Несоответствие между нежными предпочтениями и нежной идентичностью обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки взрослых и сверстников.

Согласно традиционному стереотипу - эталону мужественности, мужчина должен быть активным, сильным, уверенным в себе, властным, эмоционально сдержанным, предприимчивым. Ожидается, что женщина будет мягкой, слабой, пассивной, зависимой, эмоциональной, подчиненной. Однако эмансипация женщин, борьба за гендерное равенство, расширение участия женщин в социальной работе привели к угнетению женских качеств и усилению мужских сильных сторон женщин - эффективности, решительности, воли. Наряду с такими мужественными женщинами изменились и мужчины, которые частично утратили свои традиционные черты, но приобрели способность в определенной степени разделять с женщиной ее домашние заботы.

Это смешение тендерных ролей отражает реалии современного общества. Если раньше распределение ролей и набор желательных качеств мужчин и женщин были полярными, то в настоящее время все большую роль играют взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимодействие. Такое положение привело к гибкому распределению ролей и появлению более разнообразного набора качеств, что отнюдь не означает полного стирания граней между полами.

Совершенно естественным является воспитание девочки как будущей женщины, матери, а воспитание мальчика как будущего мужчины, отца. Для этого в обществе существуют образцы материнства и отцовства. Мать должна нянчить ребенка, заботиться о нем, стирать пеленки, любить малыша, играть с ним. Природой предусмотрено : мать должна заботиться о малыше. Отсутствие заботы о ребенке очень опасно для здоровья малыша и даже для его жизни.

Главные добродетели женщины - нежность, забота, нежность, трудолюбие. Материнство - единственная сфера, где женщина незаменима, и это ее главная цель в жизни. Роль воина - защитника Родины, защитника жизни женщин и детей была и останется мужской. В семейной жизни авторитет мужчины, основанный на интеллекте, эрудиции, умении хладнокровно взвешивать обстоятельства и принимать решение в сложной ситуации, никогда не будет обесценен. В воспитании детей он определяет "генеральную линию", так как меньше, чем мать, поддается колебаниям чувств и сменам настроений, он более беспристрастен и требователен. Если женщина является эмоциональным лидером в семье, то мужчина обладает сильной волей. Он уверен в себе, и это обеспечивается ответственностью во всех вопросах, независимостью в жизни, умением брать на себя трудности. Он закаленный, у него умелые руки, способные справиться с любым делом.

Отцы часто играют роль абсолютного монарха в семье. Однако во всех случаях никто не может заменить отца в семье. Мужественность отца является образцом для сына, он также необходим дочери. Никакие лекции не помогут воспитать в себе мужественность. Это может быть воспринято только в процессе повседневной жизни. Но, как правило, матерям все равно приходится растить и воспитывать детей.

"Отец, отказываясь заботиться о ребенке, лишает и его, и себя многих замечательных моментов. Эмоциональные отношения между ребенком и отцом являются результатом частого взаимного общения, они развиваются в мелочах, которые кажутся незначительными. И из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное - отношения между отцом и сыном, отцом и дочерью; отношения, более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью".

Считается, что отцы в большей степени, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и, следовательно, играют большую роль в формировании нежной идентичности. Матери относятся к своим сыновьям и дочерям с одинаковой заботой, как к детям в целом, независимо от их пола, хотя в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково важны для формирования нежной идентичности у ребенка того же пола.

Как мальчикам, так и девочкам нужно помочь в том, чтобы они поняли свое различное тендерное предназначение. Родители не должны требовать от мальчиков и девочек одних и тех же стандартов поведения. Оно должно соответствовать полу ребенка. Жизнь в семье показывает детям, что мужчины и женщины, несмотря на свою разницу и различные роли, необходимы друг другу и должны заботиться друг о друге.

Особое значение имеет ошибочная родительская тактика в отношении проявления тендерных качеств, своих детей. Некоторые психологи, останавливаясь на ошибках отца в отношении к дочери, указывают на вредность для развития тендерной идентификации как поощрения мальчишеского поведения в дочерях, так и «открыто обольстительного» поведения. Оптимальным является, если отец, начиная с дошкольного возраста, демонстрирует к дочери уважение как к маленькой женщине. Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке ее женственные черты, а в мальчике - мужественность.

Писатель С. Соловейчик интересно и тонко описал разницу между материнским и отцовским влиянием на детей. "Материнское отношение, - говорит он, - означает: я принимаю тебя (люблю тебя) такой, какая ты есть. Отечески: Я принимаю тебя таким, какой ты есть. При таком сочетании ребенок чувствует, что он нужен, что его любят, что он хороший, и в то же время знает, что от него ждут, что он станет лучше".

Отец знает, как критиковать, не влияя на отношения с ребенком, в то время как каждое слово матери касается отношений, любви. Отцовская критика - это просто критика, материнская критика - это отрицание любви (так кажется ребенку). Если отец отвернется, я буду жить, если матери не станет.

Да, необходима нежная ориентация, пусть отец покупает сыну игрушечные машинки, пистолеты, приглашает его помочь во дворе, гараже, а дочь покупает кукол и делает ей комплименты по поводу нового платья или приготовленного блюда. Правильно ориентировать девочку - значит одевать и воспитывать ее в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать ее к домашней работе, прививать женские навыки, поощрять отзывчивость и заботу будущей матери, а также развивать такие качества, как мягкость, справедливость (девочки особенно чувствительны к этому, восприимчивость к красоте, искренность.

Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женскую сторону, были особенно внимательны к ней.

Формирование нежных представлений у мальчиков имеет свою специфику, свои нюансы. Чтобы в будущем сформировать у мужчины чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их в нем, давать возможность ребенку (тактично направляя) самому принимать решения. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и чрезмерная нежность матери, поглаживание. В таких случаях мальчик, как правило, вырастает безвольным, пассивным, зависимым.

Родители, заботящиеся о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего лучшего, видят в них все хорошее, что есть в них самих, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, но оно часто приводит к нереалистичным, чрезмерным требованиям к детям и самим родителям.

Для детей очень важно развивать чувство ответственности и независимости. Если ухоженный мальчик не увлечен каким-то мужским делом (спортом, он не сможет в будущем стать авторитетной личностью в мужском коллективе.

На мой взгляд, сыновья влиятельных матерей - семейных лидеров - сталкиваются с той же проблемой. В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В будущем это также повлияет на формирование мужских черт характера, линий поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребенка трех-четырех лет, то есть я блокирую проявление формирующегося "я", позже оказываются по-женски мягкими, зависимыми. В личностном становлении мальчиков, в их усвоении мужской нежной роли, отец занимает особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, как взрослые, как правило, испытывают трудности в выполнении отцовских обязанностей. Воспитанные без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но считают грубость, агрессивность, жестокость нормой мужского поведения. Одним словом, то, с чем часто сталкиваешься на улице и, к сожалению, в кино. Таким детям сложнее развить способность к сопереживанию, сопереживанию, а также способность контролировать себя, контролировать свое поведение.

Проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата - ребенка. Дело в том, что он не умеет читать мыслей и чувств родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.

Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Но и случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.

Формирование тендерных представлений в семье - не просто сумма влияний взрослых на ребенка-дошкольника, а сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга. В этой системе существуют свои внутренние противоречия, но значение их отнюдь не обязательно негативно и потому, что они могут уравновешивать и компенсировать друг друга, и потому, что побуждают ребенка на этапе интенсивного тендерного формирования к собственной активности, поисковому поведению.

Присоединяясь к мнению авторитетных психологов, я хотела бы заключить, что наличие обоих родителей в семье задаёт образцы и условия тендерного формирования личности, умственное и эмоциональное развитие определяют ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации из области тендерного формирования человека. Таким образом, тендерного поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических факторов, а также социальной среды, в которой растет ребенок.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании тендерных представлений ребенка
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 18:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД