МААМ-картинки

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей раннего возраста

Уханова Евгения
Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей раннего возраста

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста.

Театрализованная деятельность является одним из видов деятельности дошкольников, возникающих по инициативе ребёнка (т. е. творческих игр). Театрализованная деятельность - это деятельность, в которых дети точно воспроизводят события по сюжету сказки или литературного произведения, исполняя роли героев произведения.

Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей раннего возраста» размещена в разделах

Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). [2, c.14]

Рассмотрим как влияют основные направления театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка-дошкольника. И начнём с театральной игры.

Театральная игра - это игра-представление, в которой в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Особенность театрализованных игр - готовый сюжет, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. В игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения [1, c.32]

Во время театрализованной игры помимо специфических задач, таких, как: обучение детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; решаются и задачи, которые направлены и на развитие речи дошкольника : запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, строить диалог с партнёром на заданную тему.

Направление театрализованной деятельности, которое непосредственно связано с развитием речи дошкольников – это культура и техника речи.

Задачи этого направления: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Следующее направление, которое выделяется в театрализованной деятельности – работа над спектаклем. Её задачи: учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации [2, с. 25].

К режиссёрским играм можно отнести настольный театр, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его мимикой, интонацией [4, с. 12].

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л. В. Артёмова предлагает следующую классификацию режиссёрских игр [4, с. 5] :

1. Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки.

2. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего.

3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющихся друг друга иллюстраций.

4. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

А. В. Артемьева выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников [4, с 7].

1. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

2. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

4. Кукольный театр.

5. Игра-драматизация с шапочками на голове.

Большое и разностороннее влияние оказывает Театрализованная деятельность на развитие речи дошкольников. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняя роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй [1, с. 5].

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка в плане развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Кроме того, использование пальчикового и кукольного театра является одним из средств развития мелкой моторики.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

• Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

• Необходимо читать ребенку.

• Рассказывать обо всем, что его окружает.

• Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

• И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. [4, С. 16]

Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребё нку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. [2, С. 64-65]

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Проанализировав литературу по вопросу развития мелкой моторики рук, можно перейти к практическому опыту.

Как отмечают А. Е. Белая, В. И. Мирясова, аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребёнок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашнее задания.

Для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать занятия с пластилином, глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, плетение нитей, косичек, завязывание шнурков и прочее.

Изучение опыта педагогической работы по использованию театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников показало, что, театрализованная игра, развитие культуры и техники речи, игры-драматизации и пр. оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка-дошкольника.

Многочисленные средства театрализованной деятельности стимулируют активную речь дошкольника за счет расширения его словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Одной из целей работы по театрализованной деятельности является : овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра : и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям.

Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.

Работая с малышами, педагоги, применяющие театрализованные игры, обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно воспитатели формируют интерес детей к театрализованным играм. Для этого организовывают просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок.

Начинают знакомство с театральной игрой через игры - имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

После этого стоит другая задача - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров : настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, необходимо включать в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".).

Педагоги, применяющие опыт театрализованной деятельности в развитии речи детей, утверждают, что, благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и становится богаче словарный запас, интонационно речь ребёнка становится более выразительной. В актерской игре дети самостоятельно используют некоторые средства - выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).

Опыт педагогов, которые используют в своей работе элементы театрализованной деятельности для развития речи дошкольников свидетельствует о том, что в работе с детьми для развития речи можно использовать :

многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных (Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки: «Теремок», «Колобок», "Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. (в течение квартала рекомендуется планировать только одну сказку).

игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"; «Учимся говорить правильно» «Праздник игры и сказки» и пр.

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также развиваются и коммуникативные навыки, такие как: умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Дети учатся тому, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по – разному, используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.

Таким образом, театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии дошкольника. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует развитию речи, а именно, словарного запаса, грамматического строя языка, звукопроизношения, культуры речи, связной речи (монологической и диалогической, фонематической стороны речи, интонационной стороне речи и пр. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать, что в итоге приводит к развитию словесно-логического мышления ребёнка.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2013. - 360 с.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2014. - 288 с.

3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольника / Л. В. Артемова. – М., 2012.

4. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно- развивающей работе с дошкольниками. - СПб., 2017 год

5. Белая А. Е., В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.

6. Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Юнипресс. 2016 г. - 225 с.

7. Буруренина А. И. .Театр всевозможного, игра до спектакля. С-Петербург, 2012 г. - 278 с.

8. Вечканова И. Г. Театрализованные игры дошкольников. КАР С. -Петербург, 2016 г.

9. Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду. Мозаика-Синтез. М., 2016 г.

10. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера», Москва, 2016. – 248 с.

11. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Творческий центр сфера М., 2014. – 260 с.

12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр, АРКТИ, 2014. – 272 с.

13. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М. ; ТЦ «Сфера», 2017. – 428 с.

14. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 260 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возрастаЗначение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей раннего возраста
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 14:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД