Оксана Владимировна
Роль воспитателя в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности, без самостоятельности личность не становится полноценной. Если ребенок спрашивает у воспитателя в группе «Что мне делать?», значит, ребенок не научился развивать свою активность поведения, он привык быть кем то занятым. Одна из главных задач воспитателя, это научить детей работать в группе, научить самостоятельности. Педагог и сам не должен ждать, что ему скажет делать руководитель, он должен самостоятельно учиться не просто занимать детей, а учиться планировать то, что он может предложить детям. Детям нужно предлагать, а не задавать работу. Если вокруг ребенка положительная атмосфера, то он сам найдет себе занятие. Воспитатель должен быть в группе не навязчивым лицом. Он должен уметь оценивать и аргументировать свою деятельность. Достиг ли своего результата педагог можно увидеть по поведению ребенка. Дети должны обосновать, что им понравилось, а что нет. Необходимо учитывать физическое изменение детей, и поэтому для каждого ребенка необходим индивидуальный план развития. Есть дети маленькие, но самостоятельные, а есть дети больших размеров, но ничего не умеют делать, так как за них все делает мама, а затем воспитатель, не понимая,что тем самым препятствует развитию ребенка.
Публикация «Роль воспитателя в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитатель не является обслуживающим персоналом для ребенка, который должен за ним ухаживать. Показ воспитателя, пример - должен быть толчком для дальнейшего развития ребенка. Только тогда ребенок станет самостоятельным.
Развитие ребенка и изменение организма стоят в тесной зависимости и связи. Если ребенок стал взрослее, значит он и лучше стал бегать, сам одеваться, держать ложку и т. п. Если же мама хочет быстрее посадить ребенка на горшок, а физическое развитие этому не способствовало,значит это бессмысленно. И если ребенка начинают уговаривать, а он думает что это игра, то можно уже говорить о недостатке в развитии.
Умственное и физическое развитие тесно взаимосвязано. Воспитатель – это помощник в развитии. На развитие ребенка влияет наследственность и его окружение. Воспитатель должна знать положение семьи и планировать свою воспитательную деятельность исходя из этого.
Воспитатель не учитель в группе, а помощник в развитии. Строго структурировать распорядок дня для детей нельзя. Должно быть, достаточно времени для свободной игры. Дети должны сами выбирать, с кем играть и во что.
Во время занятия дети действуют не самостоятельно, что делать им задает воспитатель. Все способности и навыки детей развиваются через игру. Педагогическое предложение воспитателя дополняет свободную деятельность детей. Если дети не различают цвета, значит, воспитатель должен найти такие игры, где они учатся различать цвета. Ребенок даже не замечает, что это специально направленная педагогическая цель. В воспитании ребенка главное установить с ним отношения.
Детский сад для ребенка – это некое педагогическое пространство для приобретения опыта. Педагогическое предложение и свободная игра дополняют друг друга в одно целое. Ребенок имеет инстинкт игры. И поэтому когда педагог занимает детей - это не правильно. Ребенок к этому привыкает и будет задавать вопросы – «А, что мне делать?».
Шаблоны так же препятствуют развитию творчества, самостоятельному принятию решения. В саду шаблоны не приемлемы! Даже если ребенок нарисовал розового слона, педагог не должен делать замечание. Ведь для дошкольника цвет не играет большой роли, главное форма. Только на восьмом году ребенок начинает отображать действительность (по Пиаже). Воспитатель не должна исправлять рисунки детей. Если педагог не понял, что нарисовал ребенок, то не следует говорить об этом, а можно спросить: «Можно я тебе посоветую?».
В детском саду дети должны учиться самостоятельно и компетентно решать жизненные ситуации в настоящем и будущем. Помещение и материалы должны оказывать помощь для проявления самостоятельности и свободы выбора детей. Если детям нужно место для игры значит, они сами должны его организовать. Воспитатель должна ждать предложения от ребенка.
Дети должны вносить свои индивидуальные способности. Нет нормативных детей. Если воспитатель говорит, что дети в ее группе не умеют рисовать, то это только ее ошибка. Все зависит от воспитателя. Не воспитатель должен быть важным звеном в группе, а дети могут самостоятельно играть, учить друг друга. Взрослые готовят планы исходя из своего мировоззрения, а вот если ребенок получает достаточно возможности для свободной игры выбранной им самим, только тогда у него повышается готовность к обучению, и радость обучения.
Список литературы:
1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.
2. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33.
3. Горшенина В. В, Самошкина И. В, Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. / Волгоград: Панорама. 2007.
4. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - с. 60-64.