Конспект творческой мастерской «Русская народная кукла Берегиня»

Людмила Панасенко
Конспект творческой мастерской «Русская народная кукла Берегиня»

МБДОО№10

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

творческой мастерской на тему:

«Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Разработала:

Панасенко Людмила Николаевна,

Старшый воспитатель

первой квалификационной категории

Ст. Дондуковская.

2016 г.

Конспект творческой мастерской

на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Цели мастерской:

Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу.

Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

мультимедийное оборудование;

презентация;

выставка «Тряпичная кукла»;

инструкционная карта по изготовлению куклы «БЕРЕГИНЯ»;

инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон).

Ожидаемые результаты:

усвоение знаний о традициях русского народа;

умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

Этапы мастерской:

1. Организационная часть.

2. Знакомство с историей тряпичной куклы.

3. Практическая работа.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов мастерской.

6. Рефлексия.

7. Сообщение темы следующей творческой мастерской.

8. Приглашение к чаепитию.

1. Организационная часть

Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит «Мастерица». На столе лежат лоскуты различных тканей, нитки, тесьма. На стене висят вышитые полотенца и салфетки.

2. Знакомство с историей тряпичной куклы

Мастерица: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада вас снова приветствовать на нашей творческой мастерской. Начать занятие я хочу отрывком из народной сказки «Василиса прекрасная».

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Мастерица помолчала и продолжила.

И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает».

Мастерица закрыла книгу и отложила ее в сторону.

Все вы, наверное, в детстве слышали сказку про Василису и ее куколку. А если нет - можете взять в библиотеке и прочесть.

Кто мне скажет, почему я начала занятие с этой сказки? Как вы думаете?

Ответы детей.

Правильно, наше занятие посвящено куклам.

Я не привыкла напрасно хвалиться,

Все называют меня мастерицей

За то, что сама я куклу свою,

Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.

А вы, мои ученики, любите играть в куклы?

Ответы детей.

Мастерица: Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

Слайд 2

Мастерица: В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.

Вопрос к ученикам: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Ответы детей.

Мастерица: да, все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Слайд 3

Мастерица: Народные куклы делились на три группы:

Куклы- обереги

• Обрядовые куклы

• Игровые куклы.

Вопрос к ученикам: Кто может объяснить значение этих кукол?

Ответы детей.

Мастерица: А хотите подробнее узнать об этих куклах?

В этом мне помогут мои помощники - мои ученики, которые многое знают о тряпичной кукле и научились их изготавливать.

Слайд 4: Куклы- обереги.

Мастерица: Куклы- обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своим руками. Куклы- обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

1-й ученик:

Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу - оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло, которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку.

Кукла «Кувадка». Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Кукла «Ангел». Издавна считается, что Ангел-Хранитель сопровождает каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и отгоняет злых духов. На куклу- оберег Ангел загадывали желание, её просили оберегать, а еще ей украшали новогодние ёлки.

Кукла «Кубышка-травница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Куклу давали играть детям. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Кукла «На счастье». Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Кукла «Берегиня дома». Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни.

Слайд 5: Обрядовые куклы.

Мастерица: Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.

А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни?

Ответы детей.

Мастерица: Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом солнца. Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.

2-й ученик:

Кукла «Зернушка» (Крупеничка) - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

Кукла «Неразлучники». Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Кукла «Отдарок- на- подарок». Символизирует значимость подарка и искрению благодарность, а не «дежурное спасибо». Наверняка, у каждого найдется хотя бы один человек, которому хочется сказать спасибо. Обычно отдаривают на памятные подарки. Считается, что в процессе дарения, между людьми устанавливается взаимосвязь.

Кукла «Плодородие». Эта кукла помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Слайд 6: Игровые куклы.

Мастерица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу» любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля.

Игровые куклы: Кукла-кормилка, Кукла-капустка, Зольная кукла.

Слайд 7

Мастерица: Наши девочки увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «БЕРЕГИНЯ».

3. Практическая работа

Слайд 8

Мастерица: Для изготовления куклы Вам понадобятся:

Лоскуты ткани: 16*28см для тела; 20*20см для платья; 10*9см для ручек;

7*9см для фартучка; 7*8см для мешочка; 15*15см для косыночки.

Красные нитки, немного любой крупы, лекарственная трава, куделька. Инструменты: ножницы, игла.

Инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы.

Слайд 9: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Мастерица: Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить?

Верно, правила безопасной работы с ножницами:

1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

Слайды 10–15

Подробная технологическая карта изготовления «БЕРЕГИНИ»

Мастерица делит учеников на группы для коллективной работы;

• инструктирует о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;

• прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;

• проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.

Слайд 16

Последовательный план изготовления тряпичной куклы

Во время работы тихо звучит народная музыка

Из лоскута для тела делаем закрутку.

Затем складываем пополам и оформляем красной нитью голову куколки.

Закручиваем ручки и оформляем кисти.

Затем вкладываем ручки куколки и нитью обматываем талию.

Берём лоскут для платья и делаем три небольших надреза в центре.

Одеваем куколке платье и закрепляем нитью вокруг талии.

Закрепляем фартучек. На голову одеваем косыночку.

Формируем узелок, прикрепляем к руке. Берегиня готова!

4. Закрепление изученного материала

Мастерица:

Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Берегиня»)

Для чего она служила, какое было её назначение?

(Она оберегала от злых людей).

А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).

Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

Слайд 17

5. Подведение итогов мастерской

«Мастерица» и «ученики» изготавливают кукол и сажают их за стол.

Самый маленький ученик:

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Мастерица: Подвести итог нашей творческой мастерской мне хотелось бы притчей «О мудреце и хитреце».

«Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках».

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

Самый маленький ученик:

Зарецкая Н. «Тряпичная кукла»

Свернута из тряпки

Кукла у Параши

Не отыщешь краше.

Руки — словно лапки,

Глазки — пара точек

А лицо — комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

Мастерица: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

6. Рефлексия

Мастерица:

1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?

2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?

3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?

А в конце нашей работы я хочу прочитать вам стихотворение Анны Барыковой «Кукла»:

Я - кукла, нет во мне души,

Все думают, что не жива я,

Что не умею пережить,

Что я немая и глухая.

Я - кукла! ничего не знать -

Вот мой удел и моя доля,

Я не могу переживать

И думать не могу я боле.

Я кукла. Сколько слез моих

На сердце восковом застыло?

Твержу в душе все тот же стих

О том, что раньше с кем-то было.

Я кукла, но во мне душа

Живет и плачеи ежечасно.

Я внешне очень хороша,

Но ведь душа еще прекрасней.

Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, культуру, и тем мы будем сильны.

Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. До новых встреч.

7. Сообщение темы следующей творческой мастерской

8. Приглашение к чаепитию

Используемая литература:

• Агаева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество---№ 4, 2002.

• Агаева И., Агапов О. Куклы «День и ночь»//

Народное творчество---№2, 2003.

• Агаева И. Куклы «Тульский мастеровой», «Бабочка»//

Народное творчество---№2, 2002.

• Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян—покровители семейного очага и ремёсел// Народное творчество---№4, 2001.

• Котова И., Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции.

Народная кукла. —СПб.: «Паритет», 2003.—240 с.

Публикации по теме:

Народная лоскутная кукла своими рукамиНародная лоскутная кукла своими руками Вам понадобятся: ткань белого цвета для основы и разноцветная для отделки (х/б). Синтепон или вата, тонкая игла, войлок или шерстяные.

«Русская народная кукла» Занятие для детей подготовительной группы«Русская народная кукла» Занятие для детей подготовительной группы Программное содержание: Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Познакомить с видами самодельных кукол. Научиться.

Фотоотчет о творческом конкурсе «Русская народная кукла»Фотоотчет о творческом конкурсе «Русская народная кукла» Творческий конкур "Русская народная кукла"Совместная творческая деятельность родителей и детей. Способность творчества есть великий дар.

Мастер-класс «Кукла-берегиня»Мастер-класс «Кукла-берегиня» Подготовил: педагог дополнительного образования Р. Х. Гимаева. Мастер-класс рассчитан: на детей младшего школьного возраста. Назначение:.

Мое хобби — народная лоскутная куклаМое хобби — народная лоскутная кукла После участия со своими дошколятами в Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» я увлеклась изучением народных тряпичных куколок.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Народная кукла — пеленашка» Актуальность проекта: Однажды мы с детьми рассматривали иллюстрации в книжке «Кукольный сундучок», я заметила, что детей заинтересовали.

Русская народная игра «Ручеек» Видео Очень важно сохранять культуру своего народа. Чтобы привить любовь к русской народной культуре,я использую русские народные игры не только.

Атрибут «Русская печь» своими рукамиАтрибут «Русская печь» своими руками Русская печь – это неотъемлемый атрибут многих известных сказок. Перечислять все произведения можно долго, например, это сказание про Емелю.

Русская народная тряпичная кукла Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект творческой мастерской «Русская народная кукла Берегиня»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 02:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
Авторы: Онищенко Л. А, Палеенка С. Б. Формирование собственной активной речи дошкольника с ТНР ( тяжёлое нарушение речи) требует особого внимания, так как...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки...
Реализация содержания программы образовательных областях: «Познавательное развитие» ( формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Лесные...
Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесные приключения»...
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина Ирина Николаевна...
НОД по лепке «Весеннее солнышко» в средней группе
Тема: «Весеннее солнышко» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности: «Весеннее солнышко». Задачи: создавать условия...