Оксана Рябченко
Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Публикация «Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер- активности. Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. проблемы.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста. Для того чтобы эта работа велась успешно и была результативна, я в своей работе использовала следующие формы и методы:
1. изучение методической литературы по этому вопросу: Е. П. Ильин. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург, Москва - Харьков – Минск 2001; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь». Санкт-Петербург,2000г; Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. М; 2002г.
2. знакомство с Русскими народными сказками «Три медведя», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди»,«Как собака друга искала» и с Кубанскими сказками «Непутевая собака», «Казак и крыса»;
3. экскурсия в Краеведческий музей (для закрепления знаний детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира);
4. экскурсия в Дом Офицеров (выставка «Русские народные промыслы»);
5. чтение русских народных и украинских сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», «Легкий хлеб»;
6. экскурсия на «Хлебозавод»;
7. создание с детьми пальчикового театра «Теремок»;
8. создание книг-самоделок;
9. «Пазлы своими руками»
В работе я использовала наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, пересказ сказок и маленькмх рассказов); игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай загадки», «Угадай героя или сказку по описанию», «Обведи по точкам и назови героя сказки».
Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.
Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:
1. Создание памяток для родителей «Читаем детям сказки».
2. Совместная работа родителей с детьми «Книжка - самоделка», «Укрась рубашку», «Укрась платье»
3. Консультации для родителей «Развиваем правильную речь детей с помощью игр».
4. инсценировка сказки «Три медведя»
Таким образом, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. «Сказки позволяют ребенку испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине»