МААМ-картинки

Сценарий мероприятия методического уровня по трансляции идей системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

Татьяна Скрягина
Сценарий мероприятия методического уровня по трансляции идей системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

Тема: «Возможности технологии «Ситуация» для самоорганизации деятельности педагогов в составлении алгоритма ведения педагогических наблюдений».

Основные цели:

Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области освоения технологий системно-деятельностного подхода (на примере технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон) и составление алгоритма ведения педагогических наблюдений.

Задачи:

показать возможности применения технологии «Ситуация» непосредственно для педагогов;

Публикация «Сценарий мероприятия методического уровня по трансляции идей системно-деятельностного подхода Л, Г, Петерсон» размещена в разделах

обеспечить взаимодействие между педагогами таким образом, чтобы в процессе взаимодействия полученная информация превратилась в их личное знание;

создать условия для профессионального общения педагогов, их самореализации;

способствовать повышению профессионального мастерства коллег.

Участники: воспитатели МАДОУ № 165.

Форма проведения: мастер-класс.

Дидактические материалы:

Раздаточный материал: карточки с предметными картинками на каждого для разделения на подгруппы, чистые листы формата А4 для фиксации рабочих записей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Power Point, ноутбук.

Краткая аннотация к работе:

Мероприятие проводилось в рамках методического мероприятия в ДОУ «Наблюдение – как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду».

Категория участников – воспитатели и специалисты детского сада. Практическая часть мастер-класса выстроена в структуре технологии «Ситуация» системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон.

Ход мероприятия:

1. Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня наша встреча посвящена теме: «Наблюдение – как метод проведения педагогической диагностики в детском саду».

Одними из некоторых условий успешности современного педагога являются:

- Признание ценности индивидуальности каждого ребенка, его изначальной способности к развитию, его готовности действовать в типично детских видах деятельности.

- Умение вести педагогическую диагностику, которая позволяет оценить эффективность педагогических действий (и является средством реализации первого).

Большое место в процессе педагогической диагностики занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают. Целенаправленное систематическое наблюдение за детьми во время совместной и самостоятельной деятельности, осмысление фактов, полученных в ходе наблюдений, и умение найти «первопричину» явлений позволяют педагогу оптимизировать свою педагогическую деятельность, оценить, насколько верно подобрано содержание и средства обучения.

Наиболее достоверные данные дает наблюдение за детьми в процессе их самостоятельной деятельности, потому что очень важно видеть то, что ребенок умеет делать сам, мотивы и стиль его деятельности, его логика, его ошибки и готовность их преодолевать, его достижения и отношение к ним.

Сегодня важно чтобы каждый педагог ДОО мог проводить педагогическую диагностику, используя педагогические наблюдения.

А сейчас Вас ждет маленький сюрприз!

Итак, уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам применить технологию «Ситуация», разработанную в рамках системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон к ситуации из нашей педагогической действительности.

2. Основная часть. Практическая деятельность (на основе технологии «Ситуация»).

1. Введение в ситуацию.

- Скажите, любите ли вы творчество? Чем именно вы любите заниматься?

- Испытывали ли вы чувство удовлетворения от того, что сделали что-то сами? Почему? (получили эмоциональное удовлетворение, освоили новый способ, создали новый продукт, повысили компетентность и т. д.).

Представляете, сегодня в адрес нашего методического объединения пришло письмо:

«Уважаемые коллеги! К Вам обращается директор Центра Педагогических Исследований с просьбой помочь составить алгоритм ведения педагогических наблюдений»

Хотите поучаствовать и помочь директору Центра в составлении алгоритма?

Сможете? (Такие профессионалы не смогут отказать коллеге, законы коллегиальности).

- Так что же нам предстоит сделать? (помочь директору составить алгоритм ведения педагогических наблюдений).

Итак, отправляемся в Центр Педагогических Исследований.

Раз, два, три потянитесь,

Встаньте, трижды повернитесь,

в Центре дружно очутитесь!

2. Актуализация знаний

Вот мы и очутились в ЦПИ. Всем известно, что для того, чтобы соответствовать требованиям времени необходимо совершенствовать свои знания.

Давайте вспомним, о чем говорится в ФГОС ДО п 3.2.3. :

«При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Ведущим методом проведения мониторинга в детском саду является наблюдение.

В «Профессиональном стандарте педагога», еще одном документе, регламентирующем деятельность педагога, говориться:

«…одним из необходимых умений для педагога является организация и проведение педагогического мониторинга усвоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе».

Также отмечено, что «…при проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду»

Так что же является ведущим методом проведения мониторинга в дошкольном образовании?

- Верно, наблюдение!

3. Затруднение в ситуации.

Что мы понимаем под наблюдением?

Наблюдение - метод сбора данных с целью последующего анализа.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Экспресс-наблюдение». Возьмите по одной карточке и в соответствии с предметной картинкой разбейтесь на подгруппы. В течение 3-5 минут Вам предстоит провести наблюдение за любым объектом. Потом мы выслушаем то, что у вас получилось. Приступайте.

Смогли Вы с ходу выполнить задание?

Почему не смогли? С какими трудностями Вы столкнулись? (не знали с чего начать, за чем или за кем наблюдать, с какой целью).

Значит, что мы должны узнать, что составить? (алгоритм ведения педагогических наблюдений).

4. Открытие нового знания.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, попробовать догадаться самим, найти ответ в интернете, прочитать). Хорошо, в нашем случае возможно ли справиться самим? Есть предложения?

- Мозговой штурм! Задание выполняется каждой группой. Через 5-7 минут делегат из каждой группы высказывает свой вариант. На доске фиксируются предложения, обсуждаются и выводится общий алгоритм.

1. Определить цель и задачи наблюдения.

Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.

2. Определить объект наблюдения.

Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения. (регистрация эпизодов, повествовательные или дневниковые заметки, карта наблюдений, видеозапись, фотографирование и аудиозапись).

Фиксируем готовый алгоритм.

1. Определить цели и задачи;

2. Определить объект наблюдения;

3. Определить ситуацию наблюдения;

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений.

Сейчас мы с Вами снова выполним задание «Экспресс наблюдение»

- Как Вы построите свои действия на этот раз?

- Чем Вы воспользуетесь при проведении наблюдений? (алгоритмом)

- С чего вы начнете? (с постановки цели…и т. д.) Приступайте.

Заслушиваются представители от каждой рабочей группы.

Вы молодцы. А нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три потянитесь,

Встаньте, трижды повернитесь,

Коллеге улыбнитесь,

В детский сад вернитесь!

6. Осмысление.

- Скажите, где мы сегодня были?

Чем занимались? Кому помогали? Смогли помочь директору Центра? Почему Вам это удалось? Какие умения вам в этом помогли? (у нас был опыт ведения педагогических наблюдений, нам только понадобилось его систематизировать, потому что мы команда и мы вместе)

3. Заключение. Рефлексия.

- Итак, мы применили и проиграли целостную структуру деятельностного метода в технологии «Ситуация» для составления алгоритма ведения педагогических наблюдений. Как вы считаете, соответствовала ли структура мастер-класса структуре технологии «Ситуация»?

В заключении хочется отметить, что наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) систематичность.

Без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально.

Я очень благодарна вам за плодотворное сотрудничество и за вашу активность.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной группе на тему «Ткани» Конспект непосредственно-образовательной деятельности интегрированного занятия на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной.

Конспект образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Весенний пейзаж» Конспект образовательной деятельности в технике рисования пастелью «Весенний пейзаж» Образовательные задачи: - Создать условия и способствовать.

План педсовета по изучению инновационного потенциала дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон План педагогического совета по изучению инновационного потенциала дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. ПетерсонФ. И. О.

Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода» Консультация на тему: «Использование развивающих игр на основе системно - деятельностного подхода» “Детство — этап подготовки к будущей.

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.

Психологический аспект деятельностного подхода Психологический аспект деятельностного подхода Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев Он исходил.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» с использованием системно-деятельностного подхода во второй младшей группе Тема: Полезные и вредные продукты Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с продуктами питания. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия методического уровня по трансляции идей системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон
Опубликовано: 14 августа 2019 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД