МААМ-картинки

Сценическая речь как фактор развития творческого потенциала ребёнка

Анастасия Лунева
Сценическая речь как фактор развития творческого потенциала ребёнка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 3 "Ромашка"

Доклад на тему:

«Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка»

Подготовила:

Лунева А. В.

2018 г.

Сценическая речь, как фактор развития творческого

потенциала ребёнка

Публикация «Сценическая речь как фактор развития творческого потенциала ребёнка» размещена в разделах

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

А. П. Чехов

Драматический театр — это синтетическое искусство. Это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков - всего того, что и есть, по сути, творчество. Уроки театра - это создание условий для раскрытия природного творческого потенциала ребенка в качестве актера, зрителя; воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью. В процессе занятий осуществляется развитие пытливости, любознательности каждого ребенка, воспитание интереса его к познавательной деятельности.

Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль, раскрываемая посредством слова. Занятия в театром не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли.

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Она дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте и является одним из основных профессиональных средств выразительности актера. Владея мастерством сценической речи, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Стоит отметить, что сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценической речи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, присущей природе ребенка, способствующей более органичному раскрытию особенностей речи каждого ребенка и коллектива в целом. Главной задачей является – развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова. В связи с этим в нашем детском саду театральные постановки включают в себя как групповые занятия, так и индивидуальные, на которых педагог может уделить должное внимание психофизике ребенка.

Работа над сценической речью во время спектакля можно подразделить

на этапы:

1. Дыхание

Процесс дыхания имеет особое значение в связи с голосовой и речевой деятельностью человека. Это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как дышит актёр, т. е. как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и лёгкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи. На занятиях сценической речью мы делаем различные упражнения, направленные на тренировку диафрагмального дыхания, необходимого актерам: «33 Егорки», «Свеча», «Цветок», «Насос», «Зевота» и т. д.

2. Дикция

Дикция - чёткая и ясная речь, необходимое профессиональное качество актёра. На занятиях ребята выполняют упражнения, целью которых является устранение "каши во рту", улучшение дикции, четкости произносимых слов и словосочетаний: произношение скороговорок со сменой темпоритма и выполнением физических действий, а также артикуляционная гимнастика, которая служит для разогрева и для развития мышц артикуляции (губы, упражнения для языка, упражнения для челюсти).

3. Голос

Голос является довольно тонким индикатором личности говорящего. Основная задача сценической речи - раскрыть, развить и воспитать т. н. речевой голос. С помощью специально подобранного комплекса упражнений дети учатся выявить все лучшие качества речевого звука, свойственные их индивидуальности, с целью развить и приспособить для профессионального звучании: «Стрельба», «Снежки», «Эхо», «Музыкальный звукоряд», «Поезд» и т. д.

4. Логика речи

Главная задача этого раздела - научить детей видеть и понимать структуру речи, правильно расставлять интонационные и логические ударения. Каждая фраза (как и слово) в речи имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Читая текст, написанный автором мы стараемся его интонационно "раскрасить", начинаем "играть" словами, что сказывается на сути произносимого. (подборка стихотворений, басен и художественных текстов)

5. Орфоэпия

Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики - орфоэпия. Современная орфоэпия исторически складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. Пример: пишется - бесшумный, а произносится- бешшумный. На занятиях сценической речью дети знакомятся с правилами произношения различных слов, учатся говорить правильно. При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный труд – труд с предельным вниманием к точности выполнения заданий, к получаемому результату. Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой систем, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса. На занятиях необходимо добиваться того, чтобы «…голос, речь и интонации оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем.» (К. С. Станиславский)

Чтобы отражать тончайшую и часто подсознательную жизнь сценического образа, актеру необходимо обладать исключительно отзывчивым и превосходно разработанным голосовым, речевым и телесным аппаратом, то есть у актера должны иметься для этого соответствующие средства выражения. За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей — ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

Голос и дан человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи — психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, что урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором каждый ученик ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности. Система упражнений в работе по сценической речи формируется на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность.

В работе над литературными произведениями нужно уделять большое внимание выбору материала, т. е. педагог должен пробудить интерес ученика к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения. Важно, чтобы ребенок принимал в этом процессе выбора активное участие. Необходимо подбирать тексты, которые не только обладают высокой художественной ценностью, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть так же понятны и точно сформулированы, как ответы на вопросы: “Что учащийся хочет сказать слушателю? Ради чего он будет это делать?».

Одной из характерных особенностей детей 21 века является нежелание что - либо учить и запоминать. Большую часть времени дети проводят в мире интернета, отсюда характерная вялость, апатия. Таких детей сложно чем – либо заинтересовать, у них нет любимых авторов, любимых произведений. Поэтому очень важно подобрать необходимый материал так, чтобы пробудить в этих детях творческий интерес к волшебному миру театра.

Театр среди других искусств занимает особое место. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Театр - это увлекательный, чудесный мир наполненный светом, солнцем, различными запахами и бесконечными приключениями. Поэтому занятия детей в этом удивительном процессе представляют собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Их можно рассматривать, как своеобразную "стартовую площадку", пролог в становлении культурного, творческого, интеллектуального потенциала личности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". – М. : ВАКО, 2006. г

2. Буренина А. И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002г

3. Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия "Дополнительное образование". – Волгоград: Учитель, 2009г

4. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1980г5. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А. Б. Серия "Театр и дети". – М. : ВЛАДОС, 2001г

6. Теория и практика сценической речи : Коллективная монография. Вып. 2/ Под ред. В. Н. Галендеева. – С-Пб: ГАТИ, 2007г

7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Серия "Театр и дети". – М. : ВЛАДОС, 2004г

8. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Анкета для родителей старшей группы «Речь вашего ребёнка» В своей работе я часто использую анкетирование родителей, так как считаю его одной из удобных, лёгких в применении и эффективных форм связи.

Игровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнкаИгровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнка Естественным и закономерным развитием ребёнка является игра. Это способ в короткое дошкольное детство познать окружающий мир, приобрести.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Развиваем речь ребёнка. Логопедическая чистоговорка на весеннюю тему Логопедическая чистоговорка на весеннюю тематику. Педагогическая значимость: чистоговорка как ритмически организованная речь, активизирует.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Родительское собрание «Родителям не нужно забывать, что речь ребёнка надо развивать!» Размещён материал в виде родительского собрания. Цель: - Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; - Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценическая речь как фактор развития творческого потенциала ребёнка
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 12:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД