Блынская Анастасия
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание — это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание,ни что иное, как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Оно направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)
В раннем возрасте происходит быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Очень важно при умственном воспитании детей развивать сенсорное восприятие. Сенсорный чувственный опыт это,своего рода-проводник в познании окружающего мира. С младенчества ребенок очень чувствителен к сенсорным воздействиям. Зачастую невосполнимой утратой является упущения в формировании сенсорной сферы и в дальнейшем, эти упущения восполняются с большим трудом.
Сложно переоценить важность сенсорного воспитания, ведь оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.).Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
Также сенсорное развитие влияет на расширение словарного запаса ребёнка. Есть прямая взаимосвязь в формировании речи ребенка и сенсорного развития.
Важно отметить, что сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.
Роль взрослых, которые окружают малыша, заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Каждому возрасту соответствуют свои сенсорные задачи.
В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
Необходимо помнить,что в семье следует создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки, матрешки и т. д.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой.
Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.
На втором — третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.
Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком — сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «навырост».6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Для родителей нет ни чего важнее, чем вырастить здорового и счастливого малыша, который будет развиваться и познавать этот мир. Первые шаги и первые познания в этом мире-не простые для наших детей. Природа все для этого подготовила. Родителям остается лишь создать благоприятные условия и оказывать всяческую поддержку и внимание.
Литература
1. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое
пособие Под ред. И. В. Петровой Москва 2012
2. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика –
Синтез 2011
3. Играем с малышами Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба Москва
Просвещение 2007
4. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э. Г.
Пилюгина. Москва Просвещение 1983 г.