Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видахдеятельности

Анна Викторовна Алпатова
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видахдеятельности

Наверное, вы с нами согласитесь, что современные дети с раннего возраста проводят продолжительное время перед экраном телевизора, компьютера или телефона и минимум времени на улице, и тем более не каждый родитель разрешает своему ребенку исследовать окружающий его мир, например, копаться в листве, взять в руки камешек, пройтись по луже. Таким образом, у детей возникает сенсорный голод.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видахдеятельности» размещена в разделах

Сенсорный голод — это нехватка разнообразных ощущений, он возникает тогда, когда человек не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, что еще раз подчеркивает важность и актуальность развития сенсорных навыков ребёнка раннего возраста.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Простые ощущения от предметов очень важны для ребенка. Он борется за источники сенсорной стимуляции.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Начинать эту работу нужно как можно раньше. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

В разработанном нами проекте «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности» основной задачей являлось накопление разнообразного сенсорного опыта в разных видах деятельности.

Для сенсорного воспитания детей нами продумана разнообразная содержательная детская деятельность, а также насыщена развивающая предметно - пространственная среда мобильными и многофункциональными пособия.

Решение образовательных задач осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности с детьми, что способствует погружению ребенка в мир предметов, расширению представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Роль взрослого в этом процессе – поддерживать познавательную активность детей.

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы:

1. Обследование предметов.

Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования.

Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании.

Например, яблоко: форма – круглое, окраска – желтое, на вкус – сладкое, на запах – душистое, на ощупь – гладкое.

4. Метод сравнения.

Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение.

Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик

6. Метод «Рука в руке», который дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему.

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.

Игра – естественный способ развития ребенка. Мною были изготовлены дидактические игры: «Разноцветные матрешки», «Озорные кружочки», «Разложи грибочки в корзинку»

Опираясь на рекомендации Эммы Георгиевны Пилюгиной по развитию представлений о цвете, солнечном спектре сначала проводили дидактические игры на овладение умением различать, узнавать, называть основные цвета (желтый, красный, синий); затем – дополнительные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый).

Игры – экспериментирования с предметами и материалами. Игры с водой и песком одно из любимых занятий малышей. Детям предлагалось самостоятельно налить воду в чашки кукол, поймать сачком рыбок или построить песочную башенку. В результате этих незатейливых игр малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Игры способствуют снятию мышечного напряжения и развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, на участке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового.

Что стволы некоторых деревьев гладкие, а у других шероховатые. Особый эмоциональный отклик дети получают от совместной деятельности со взрослым, например, посадка луковиц тюльпанов на клумбе детского сада. Во время этого обращаем внимание детей на цвет земли, степень её влажности. При этом у детей не только закреплялись навыки обследования, но и воспитывалось заботливое отношение к растениям.

У детей раннего возраста преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все яркое и красивое. Как же сделать так, чтобы изученный материал остался в памяти ребенка, чтобы он самостоятельно смог применить полученные знания? Для достижения этой цели использовала в своей работе с детьми новое, современное, интересное дидактическое пособие – лэпбук «Учусь, играя», в котором объединили игры и задания на развитие сенсорной культуры ребенка, с разными вариантами, уровнями сложности, учитывая зону актуального и ближайшего развития каждого ребенка.

Для развития внимания, моторной ловкости, координации и целенаправленности движений подготовила атрибуты к играм «Брось шарики», «Кто дальше бросит шарик».

А изготовленные разноцветные с различными наполнителями «Звуковые коробочки», способствовали развитию фонематического слуха, эстетического и цветового восприятия.

Решению задач по сенсорному развитию в режимных моментах, выделяю особую значимость. Важно обращать внимание малыша на порой незначительные для нас взрослых вещи: каша теплая, печенье круглое или квадратное, вода холодная, цветы на клумбе разноцветные с приятным ароматом и так далее.

Так во время подготовки к приему пищи обращаю внимание на сервировку стола: цвет салфеток, форма и размер посуды и столовых приборов. Рассматриваем пищу: рассказываем детям, что борщ имеет красный цвет из-за того, что в него добавляют свеклу, а она красного цвета.

Одеваясь на прогулку, всегда обращаю внимание детей на цвет одежды, качество одежды (например, шерстяные носочки, красная кофточка, то, что есть сапоги кожаные, а есть резиновые.

Во время гигиенических процедур экспериментируем вместе с детьми с водой, мылом, тканью. Играем в игру «Мокрые и сухие ладошки». Меняем температуру воды. Вытирая руки, сравниваем два полотенца: одно махровое – мягкое и льняное - более грубое.

После дневного сна малышей ждет дорожка здоровья с разными материалами: пуговицы, мех, мешочки с крупами.

Многие режимные моменты я сопровождаю музыкой. Во время утреннего приема использую веселую, узнаваемую музыку из детских мультфильмов или песни детских композиторов или просто поем песенки по желанию детей, вводя такие понятия как «Громко» - «Тихо», что создает благоприятный эмоциональный фон в группе. В период подготовки к тихому часу включаю спокойные, тихие мелодии, которые успокаивают детей, снимают напряжение и настраивают их на отдых.

Таким образом, при правильной организации режимные моменты в группе раннего возраста позволяют формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развивать все виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; положительно влияют на общее психическое и физическое развитие ребенка раннего возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видахдеятельности
Опубликовано: 14 января 2022 в 18:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД