Проничева Виолетта
«Сезонное дерево» как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское дидактическое пособие «Сезонное дерево» как средство развития и социализации дошкольников. Проничева В. В.
Педагогическая идея изготовления дидактического пособия состоит в использовании его, как средство при ознакомлении с сезонными изменениями в природе и временами года. Направление пособия: - позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе в разное время года; - пособие можно использовать как часть календаря природы; - способствует эффективному запоминанию времён года, позволяет увеличить словарный запас, развивает речь детей, мелкую моторику рук; - развивает коммуникативные качества в игре и других видах деятельности; - способствует развитию воображения как основы творческой деятельности, помогает формированию процесса нестандартного мышления; - пособие находит применение во многих областях НОД: художественно – эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация, речевом развитии (составление рассказов, познавательном развитии (ФЦКМ, ФЭМП). Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Публикация «„Сезонное дерево“ как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Расширение знаний и представлений детей о временах года, сезонных изменениях в природе. Задачи: Познавательное развитие : - углублять и расширять знания о временах года; - развивать математические способности, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, умение концентрировать внимание. Социально – коммуникативное развитие : - формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания; - воспитывать бережное отношение к используемым материалам, желание участвовать в изготовлении игрушки – пособия. Речевое развитие : - развивать монологическую и диалогическую речь; - активизировать словарный запас. Художественно – эстетическое развитие : - развивать творческое мышление, восприятие, художественно – эстетический вкус; - формировать процесс нестандартного мышления. Физическое развитие : - тренировать и укреплять глазные мышцы.
Актуальность.
Дидактическое пособие может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей об окружающем мире и характерных признаках времён года, о животном и растительном мире; на повышение уровня развития речи, активизацию мыслительных процессов. Пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей. Пособие соответствует ФГОС ДО. Оно содержательно – насыщенно (разные атрибуты, изображающие птиц, животных, насекомых, листья, цветы, снежинки, фрукты и другое); трансформируемо (не закреплено к одному месту, может передвигаться); полифункционально, вариативно, доступно и безопасно в использовании. Есть возможность изменений и корректировки в зависимости от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом (периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов детей, дополнение другими дидактическими пособиями). Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности. Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.
Культура оформления дидактического пособия.
Дидактическое пособие имеет определённую конструкцию, позволяющую его собирать, переносить в нужное место. Все элементы пособия имеют возможность сменности составляющих при возникновении неисправности деталей, либо при приведении их в непригодность. Пособие позволяет: использовать предметы – заменители, дополнять другими необходимыми атрибутами (развитие фантазии). Атрибуты пособия соответствуют физическим параметрам детей (размер, вес, а так же находятся в зоне доступности ребёнка. Атрибуты пособия не оказывают негативного воздействия на ребёнка, не провоцируют его на агрессивные действия.
Используемый демонстрационный материал разнообразен, подбирался с учётом индивидуальных особенностей восприятия детей. Эти плоскостные и объёмные фигурки знакомы детям и понятны, так же они привлекательны, вызывают интерес и желание играть с ними. Модели и изображения реалистичны, по возможности соответствуют реальному объекту (внешний вид, размер). Составляющие пособия эстетически оформлены, аккуратны и безопасны в использовании.
Уникальность и новизна пособия. Любое новое пособие вызывает у детей интерес. А когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то вдвойне привлекает внимание детей. Дети могут использовать данный макет в соответствии с собственными замыслами, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения. Идея создания игрового пособия позволила открыть новые возможности взаимодействия с родителями (совместное обсуждение реализации идеи, помощь в оформлении «Сезонного дерева», придумывание игровых моментов).
Методические приё мы работы с пособием: ознакомление с признаками времён года, рассматривание, ситуативные беседы, составление рассказов, сказок, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов о птицах и животных, о деревьях, дидактические игры, ручной труд по изготовлению составляющих пособия, обыгрывание, практические действия (замена и ремонт материала, рисование, лепка, аппликация по теме, счёт, составление задач. А ещё наше пособие побудило к совместному творчеству. Недавно мы сочинили стихотворение «Вот такое волшебство».
«В детском садике у нас, мы вам скажем без прикрас: «Чудо – дерево растёт. Чудо – чудо чудное! Диво – диво дивное!» Не сеяли, не сажали, а только клеили, да вышивали. Птички – невелички, снегири, синички. Бабочки, жучки, фрукты, ягоды, цветы. Всё на дереве у нас появилось в тот же час! Лето, осень, зима, весна, как захотим мы – придут к нам всегда. Вот такое волшебство подарило нам оно!»