Папки-передвижки

Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования

Юлия Кадукова
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка»

г. Волжского Волгоградской области

(МДОУ д/с № 98)

Мастер класс

«Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования»

Музыкальные руководители:

Кадукова Юлия Сергеевна;

Галустян Наталья Ивановна.

Волжский 2021г.

Публикация «Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования» размещена в разделах

Тема: «Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования».

Цель: «Развитие и обогащение музыкально- интеллектуального кругозора детей, их эмоционального потенциала, способности к невербальному общению».

Задачи:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать.

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами.

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способность к сопереживанию;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе.

- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Методы: (традиционные)

Объяснительно-иллюстративный.

-беседа

-объяснение

-художественное слово

-использование фольклора

Репродуктивный

- разучивание, закрепление музыкального материала.

Исследовательский

-самостоятельная оценка и самооценка.

Метод поисковых ситуаций

- побуждение детей к творческой и практической деятельности.

Методы (нетрадиционные)

-метод активизации творческих проявлений (т. е. направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него).

-метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Приемы:

-пальчиковые игры

-дидактические игры

- игры с инструментами

-координационно-элементарные движения

-речевые упражнения

-пантомима

-импровизация

-поэтическое музицирование

-мнемотехника

Использование ИКТ (информ. -копьют. техн.)

-для озвучивания стихов, сказок при помощи иллюстраций

-при знакомстве с музыкальными инструментами или музыкальным репертуаром

-для самооценки (просмотр выступлений)

- для просмотра презентаций

Музыкальное оборудование

-традиционные народные деревянные инструменты.

-экспериментальные русские народные инструменты.

-бытовые деревянные предметы

-нетрадиционные шумовые инструмент

Результативность

- демонстрация на занятиях, утренниках и развлечениях своего мастерства игры в оркестре

-правильный подбор инструментов для озвучивания стихов, сказок,

а так же сказок по собственным иллюстрациям.

Ход мастер-класса

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Интерактивное приветствие с участниками. (с детскими

музыкальными инструментами).

Участники мастер-класса приглашаются в круг. Ведущий предлагает корзину с детскими музыкальными инструментами. Затем спрашивает, как этот инструмент совпадает с их характером. Участникам раздаются бейджики, они пишут на них свои имена в соответствии с названием детского инструмента. Затем садятся полукругом.

Вы любите сказки? Тогда послушайте.

Зима в лесу.

Осенью мыши с утра до ночи бегали по лесу, собирали еду на зиму. А белочки прыгали по веткам, собирая орешки. И вот с неба стали падать снежинки. Снег укрыл землю пушистым, белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок. Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы. У всех было много еды, белки грызли орешки, мыши грызли зернышки. В лесу шумел холодный, зимний ветер, но белочкам было тепло в гнездах и мышкам было тепло в своих норках.

- А теперь?

Что же сделало обычную сказку такой необычной?

Да, выразительные детские голоса, красивая музыка и забавные звукоподражания привлекло ваше внимание.

2. Проблема, побудившая к применению новой методике Т. Э. Тютюнниковой.

Я тоже заметила как любят дети музыкальные инструменты. На начало учебного 2012 учебного года, мною было отмечено слабое развитие чувства ритма, как у младших, так и у старших дошкольников. При игре на музыкальных инструментах, дети не умели их подбирать так, чтобы они соответствовали характеру музыкального произведения и импровизировать на них. Движения под музыку были не ритмичными, были слабо развиты музыкальная память и творческое воображение.

Темой развития ритмического слуха средствами фольклора, я начала с начала своей работы музыкальным руководителем. На музыкальных занятиях мало времени уделяется на музыкальное музицирование, поэтому больше уделяю внимание в кружковой работе.

Являясь инициатором кружка «Ложкари» при игре на музыкальных инструментах я обращала внимание на тембр и сравнивала звучание. На каждом музыкальном занятии, утреннике и развлечении дети демонстрировали свое мастерство игры в оркестре.

Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками педагогов- новаторов убедило, что наиболее эффективным для решения педагогической проблемы может стать «Элементарное музицирование» с дошкольниками Т. Э. Тютюнниковой как адаптированной технологии по системе К. Орфа. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на ДМИ. Меня она привлекла тем, что на занятиях элементарным музицированием в комплексе решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Деятельность педагога строится в соответствии с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка».

Что же такое элементарное музицирование? Эта практическая деятельность, а не абстрактно - интеллектуальная. Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки.

Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Игровое обучение-скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают. Что их учат.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСЬ

1. Пальчиковые игры.

2. Дидактические игры.

3. Игры с инструментами. Игра: «Поиграем все мы дружно».

Инструменты- это чудодейственный предмет. Дети все очень любят играть на них. Но, подержав один инструмент в руках, ребенок захочет обменяться с соседом на другой инструмент.

Раздать каждому малышу небольшие шумовые инструменты: маракасы, погремушки, игрушки-самоделки.

На первую часть любой польки дети играют вместе, кто как хочет и может. Затем по сигналу барабана, в который ударяет

музыкальный руководитель, все кладут инструменты на стул и бегут внутри круга во время второй части музыки.

В конце второй части каждый ребенок берет другой инструмент. Игра проводится 3-4 раза. Вот, вам,пожалуйста, начало импровизации и радость от совместного музицирования.

4. Координационно- элементарные движения.

Игра: «А ну ка, поиграем». Приглашаем детей в зал, раздаем музыкальные, шумовые инструменты. Показываем им красивую румбу и предлагаем побегать врассыпную, когда она будет весело звенеть, но когда она остановится, всем надо будет присесть на корточки. Педагог тоже присаживается и равномерно ударяя в румбу читает стихи:

Румба весело играет,

Наших деток забавляет.

Мы немножко погремим

И опять все побежим.

(Затем аналогично с султанчиами, ложками и ключиками на вешалке).

5. Речевые игры. Это декламация стихов, потешек, считалок, с помощью звучащих жестов (хлопки, щелчки, шлепки).

Игра: «Ложка-матрешка». Эта речевая игра с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых –развитие ритмического слуха, при помощи звучащих жестов. (собственного тела).

Речь. Ложка- Матрешка похлопаем немножко! Хлоп-хлоп-хлоп,

Ложка-Матрешка пощелкаем немножко! Щелк-щелк-щелк,

Ложка-Матрешка попрыгаем немножко! Прыг- прыг-прыг,

Ложка-Матрешка потанцуем мы немножко! Вот-так-вот…

6. Пантомима. Игра: «Музыканты».

Мы пришли и встали и на дудке заиграли

ду-ду-ду…

Мы пришли и встали и на скрипке заиграли

дили-дили-дили…

Мы пришли и всали на пианино заиграли

ля-ля-ля…

Мы пришли и встали и на, дети сами сочиняют.

Эта песня разыгрывается как пантомима по тексту.

7. Импровизация. Озвучивание сказки-шумелки: «Чей голос лучше? Идет озвучивание только выразительными голосами, нам всем нужно озвучить сказку музыкальными инструментами. (Эта сказка является веселым и эффективными упражнением для развития мелкой моторики, слуховой памяти, внимания и фантазии.

8. Поэтическое музицирование. Озвучивание стихов, собственных рассказов, сказок, придумывание загадок на основе тембра звучащих предметов…

1).Озвучивание стихов, собственного сочинения.

«О чем шепнула мне снежинка?» (Муз. Инстр. Сопров.)

Прошептала мне снежинка:

- Скоро кончится зима,

Унесет с собой метели,

Растворится и тогда-

Распахнутся двери к солнцу,

Запоет капель кругом,

Буд-то лучик-озорнишка

В руки взял металлофон.

Но меня с тобой не будет,

Это ведь моя судьба,

Попрошу лишь об одном я-

Полюбуйся за меня!

2). Озвучивание явлений природы.

Подул свежий весенний ветер, маракас, погремушки

Пригнал большие облака,

И из них вдруг закапали

Сверкающие капельки. металлофон

Сначала они падали робко,

Медленно,

Потом быстрее и быстрее,

Их- становилось все больше!

Они шумели в ветках деревьев, хлопки по коленям

По крыше, подоконникам,

И все вокруг наполнилось звуками –

Весеннего ливня. Играют на всех инстр.

3). Озвучивание сказки: «Курочка-Ряба»

(На экране иллюстрации сказки).

Жили были Дед, да Баба- на любом инстр.

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах,тах, кудах-тах,тах! деревянные ложки

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое. -

Дед бил, бил- не разбил, металлофон, удары в

определенном ритме

Баба била,била-не разбила. удары на октаву выше.

Мышка бежала, хвостиком

Махнула- колокольчик

Яичко упало и разбилось…- удары по металлофону в сторо-

ну высоких звуков, глиссандо и

в конце один удар

Плачет Дед. - румба

Плачет баба- румба (учащенный з.)

А Курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах! ложки

Не плачь, дед!- ложки

Не плачь, Баба! ложки

Я снесу вам яичко другое, не

Золотое, удары по металлофону

А простое! Удар деревянными ложками

4). сказки с использованием мнемотехники.

-

9. Результативность.

Главный критерий в оценке результатов творческих опытов для детей

- это правильность и в исполнении заданий

-возникновение интереса к этому занятию

-раскрепощенность детей, умение всегда спонтанно включаться в любое музицирование

-выступление на утренниках, развлечениях

-счастливые, сияющие глаза детей.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию творческих способностей дошкольников с помощью элементарного музицирования
Опубликовано: 31 января 2021 в 20:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД