Папки-передвижки

Сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста

Миляуша Фаттахова
Сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста

Фаттахова Миляуша Ривкатовна, воспитатель

Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Улыбка» ЕМР РТ

«Сказки как средство воспитания детей дошкольного возраста»

Публикация «Сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Когда именно появились первые сказки сказать невозможно, но можно с уверенностью утверждать, что случилось это задолго до появления письменности, что подтверждается многочисленными находками древних рукописей со сказками. По одной из теорий, первые сказки появились в древней Индии До появления письменности сказки передавались из поколения в поколение в устной форме по памяти, что нередко приводило не только к сохранению, но и к изменению сказок, но с появлением письменности сказки начали фиксироваться в первоначальной форме [1].

На Руси сказки появились довольно давно. Сказочные сюжеты, мотивы и образы были обнаружены в древней письменности. Также известно и то, что рассказывание сказок относится к старым русским обычаям. С давних времен сказки мог исполнять любой, независимо от пола и возраста, будь то ребенок или старик, мужчина или женщина. Однако были и такие люди, которые очень берегли и развивали свое сказочное наследие. Нередко они рассказывали сказки на празднествах и пользовались большим уважением в народе [1].

В последнее время в педагогической науке, благодаря открытию новых методов и путей исследования, происходит значительная переоценка старых ценностей. Именно к таким переоценивающим суждениям современной педагогики относится высказываемое многими мнение о сказках, считавшихся ранее одним из самых ценных средств духовного воспитания ребенка, особенно в период раннего детства. По мнению многих современных исследователей, сказки уже сыграли свою роль в воспитании, они, может быть — это еще вопрос — были полезны ранее, но в наш трезвый, практический, деловой век уже не имеют воспитательного значения и должны быть сданы в педагогический архив. Они отчуждают от жизни и вообще не соответствуют духу нашего времени. Соображения против сказок как средства воспитания и детского чтения в семье мы находим в статье Е. А. Елачича «Сказки как материал для детского чтения» : «Они будут понятны и, пожалуй, интересны для детей 9–13-летнего возраста, для маленьких же не только непонятны, но положительно вредны. Они еще так мало знают окружающий мир, так бедны реальными образами, знаниями. Именно поэтому чтение сказок для них нежелательно. Это чтение вносит путаницу в представления ребенка и в сильной степени мешает правильному ходу его умственного развития. Правильное понимание возможного и невозможного (конечно, в пределах, доступных ребенку) имеет огромное значение в его развитии, а сказки определённо вредят этому пониманию. Нужно ли, однако, жалеть об отнятии сказок от детей, для которых они, по представлению старой педагогики, главным образом, и созданы? Совсем нет. Ведь и по существу сказки мало поэтичны, лишены глубокого смысла и в большинстве случаев безнравственны. Если мы возьмем для образца такую распространенную сказку, как «Красная шапочка», то увидим, что поэтического и красивого в ней нет ничего, кроме заглавия, смысла в ней нет никакого, какой-либо этической ценности и подавно. То же самое справедливо и по отношению к большинству сказок, с тою только разницей, что чаще всего сказочная мораль безнравственна, жестока. Кроме того, сказки очень многие запугивают ребёнка и дурно влияют на его воображение. Отсюда ясно, что сказки являются самым неподходящим материалом для детского чтения. Их вредное влияние обуславливается главным образом тем, что они, так сказать, загораживают от ребёнка действительный мир с его трезвой логикой явлений, отучают его улавливать в наблюдаемом логическую связь [2].

Самого маленького ребенка важно приучать к логике, к идее закономерности явлений. Сказки с их смешением реального и нереального, сказки с их нередко весьма легким отношением к логике фактов нежелательны для такого ребенка, который еще психически не окреп, не освоился с ходом окружающих явлений. Бесполезны сказки и для развития детской фантазии. Знакомство ребенка с бесконечным разнообразием явлений реального мира, с жизнью природы несравненно больше способствует развитию ребенка к здоровому воображению, к живой фантазии, чем только содействует чтение сказок, превратно понимаемых ребенком и направляющих его фантазию в область сплошной фантастики. Так развивается в ребенке не здоровая фантазия, а болезненная фантастика с сильным привкусом мистики».

Литература

1. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Москва: Лабиринт, 2000. – 336 с.

2. Сказки как средство воспитания // Дошкольное образование. №8. – 2014. С. - 61

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2020 в 23:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД