Папки-передвижки

Мастер-класс «Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

Любовь Сливная
Мастер-класс «Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы

«СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

Мастер-класс «Сказки своими руками»

Помните, педагог воспитывает

и обучает детей до тех пор,

пока учится сам!

Содержание мастер-класса :

• Актуальность

• Презентация педагогического опыта

Публикация «Мастер-класс „Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л, Б, Фесюковой „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» (основные понятия, этапы, методы и приемы).

• Задачи мастер класса :

1. Познакомить педагогов с одним из методов работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки);

2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;

2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.

Оборудование: «Чудесный мешочек»; маленькие фигурки героев (дед, бабка, колобок, лиса); маски героев; «глаз» (знак наблюдателя); мячи (7 штук, по количеству героев); картинки семей животных (на экране); демонстрационный материал на лексико-грамматические категории (на экране) : на пеньке, за кустом, в травке; слова героям на карточках; и т. д.

Все мы знакомы с литературным жанром «Сказка». Сказки есть в каждом доме и, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят.

Но сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компъютер в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье для развития детей, их можно использовать в нашей работе по специальной универсальной схеме, разработанной педагогом Ларисой Борисовной Фесюковой (автор книг «Педагогика 21 века», «300 развивающих игр для детей 4-7 лет», «Воспитание сказкой», которая помогает этот пробел ликвидировать. Схема выглядит следующим образом и её предполагается самостоятельно варьировать:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, т. е. научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Предлагаю Вам немного поиграть, как с детьми. Подчеркну, важность ритуала входа (и выхода) в сказку. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всего это манипуляции с волшебными предметами: клубочек, палочка, шкатулка, книга, проговаривание волшебных заклинаний.

Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки – старушки, Феи, Гномики, Эльфы.

Данный мастер-класс построен по принципу игры-путешествия, что поможет нам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

Слайд 2

Прежде, чем начать нашу работу, я назову основные этапы занятия, которые предстоят и нам:

1. Знакомство.

2. Ритуал вхождения в сказку.

3. Рассказывание сказки.

4. Сказочная задача.

5. Обобщение приобретенного опыта.

6. Ритуал выхода из сказки.

7. Рефлексия.

Ход действия мастер-класса :

Слайд 3

Этап «Знакомство»

Педагог : Уважаемые коллеги! Начнём с того, что каждый участник по кругу назовет себя.

Упражнение «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться (назвать свое имя и имя сказочного героя по первой букве своего имени). Первый участник представляется и подаёт ладошку, второй участник представляется и кладёт свою ладошку на руку первому участнику и подаёт следующему т. д.)

Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания.

Слайд 4

Этап «Ритуал вхождения в сказку»

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев.

Педагог : Для примера работы со сказкой предлагается хорошо знакомая нам : «Колобок». А в силу ограниченности по времени, мы выберем сегодня только несколько персонажей сказки. Какую игрушку желающий активно участвовать достанет, тем и станет.

Предлагается «Чудесный - мешочек», в котором находятся персонажи сказки.

Педагог : Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Нужно закрыть глаза и, поворачиваясь вокруг себя повторять за мной: «Кручусь, верчусь, в сказочного героя превращусь» (пока вы крутитесь я раздаю маски и/или одеваю ваших персонажей).

Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается. Уважаемые герои займите свои места.

Слайд 5

Этап «Рассказывание сказки»

Придумываем Зачин - начало сказки. Он может быть разным. У нас: Жили-были …

Педагог начинает рассказывать сказку.

1. Упражнение «Дед и баба». Цель: Развитие невербальной речи.

Педагог : Жили-были дед и баба. И семья эта была особенная: баба глухая совсем, ничего не слышала.

Дед попросил, чтобы баба, испекла ему колобка.

Педагог : А баба- то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы понять друг друга.

Задание: герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

Педагог : Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику с мячами и покажем, как бабка испекла Колобка.

2. Раздаются мячи желающим участникам мастер-класса и выполняются гимнастические упражнения.

Цель: Координация речи с движениями

Педагог : Жили-были дед да баба на полянке у реки.

И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы влево-вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки.

И. п. - руки в стороны, передаем мяч из руки в руку перед собой. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил - бабка тесто замесила.

И. п. - Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка.

И. п. - Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Педагог : Рассаживаемся. Спасибо.

Здесь можно с детьми «полюбоваться окружающей сказочной природой и понарошку покатиться вместе с Колобком по дорожке, сделать дыхательную фонематическую гимнастику.

На слайде 6:

3. Дыхательная фонематическая гимнастика

А в лесочке ветерок травку качает У-у-у – тихо звучит

Деревья раскачивает У-у-у - громко

Листочки шевелит Ш-ш-ш – тихо шуршат

Пчелки летают Ж-ж-ж – громко зажужжали.

Слайд 7

Этап 4. «Сказочная задача». Данный этап, самый насыщенный, так как придётся проявлять свои творческие, речевые способности, а так же смекалку, находчивость, активность, принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.

- Сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;

- описываем реакцию героя на случившееся;

- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует

решить проблему;

- в итоге герой (в данном случае Колобок) должен справиться с

ситуацией, найти верное решение.

Инсценируя встречи со сказочными персонажами мы выполняем разные задания, подчинённые поставленным целям, например, встречая в лесу дрожащего зайца выясняем, что нельзя уходить без взрослых или их разрешения далеко от дома. В этом помогает игра «Весёлая семейка», где среди картинок с изображениями семейств животных, Колобок помогает найти нужную и зайчик возвращается в свой дом.

Слайд 8

Игра «Весёлая семейка»

Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья. Заяц ищет на картинках заячье семейство.

При встрече с волчком-серым бочком Колобок через игру развивает зрительное внимание и знание лексико-грамматические категории детей, так как прячется от волка на пеньке, за деревом, в кустах. И в конце концов волку игра понравилась и он решает не есть Колобка, а пойти научить этой интересной игре своих друзей.

Слайд 9

Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий

В свою очередь, встретив медведя, который заблудился среди сказок, Колобок загадывает загадки и все вместе решают в какую сказку нужно вернуться медведю.

Слайд 10

Игра «Сказки перепутались»

Отгадай-ка Миша загадку, не из этой ли ты сказки?

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Колобок: Хорошо, но вот это сто процентов про тебя.

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Колобок : Ну а следующая загадка.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Вот и встреча с лисой служит нам в помощь для усвоения противоположных значений слова. Зная природную хитрость лисы, мы поиграем в игру «Всё наоборот», чтобы разоблачить рыжую обманщицу.

Слайд 11

Игра «Всё наоборот»

Лиса говорит свое обращение, а герои противоположное по значению слово.

Лиса: Бедная я -, несчастная -, ах, длинная дорога тебе домой колобок -…

Колобку приходит осмысление, что лиса не просто несчастная, а очень одинокая, у неё нет друзей. И предлагает всем взяться за руки и подружиться, стать одним добрым животным.

Давайте и мы поиграем сейчас в эту игру, согласны!

Слайд 12

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, оказывать поддержку и сопереживать чувствам других.

Ход игры:

Педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук сердца - шаг вперед, стук сердца - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

В завершении - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливый конец). А это, например: приобретение друзей, возвращение домой:

… Увидели Колобка дед с бабой, которым тоже было одиноко, обрадовались возвращению и стали жить - поживать да добра наживать. ( Примечание: добра наживать – сказочное выражение, имеется ввиду наживать опыт, новые знания, а не материальные ценности.)

Не менее важен, как и в любом занятии, следующий этап, где решаются вопросы:

- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

- Чему Вас учит эта сказка?

Слайд 13

5 этап. «Обобщение приобретенного опыта»

Вопросы:

- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

- Чему Вас учит эта сказка?

И, конечно, этап выхода из сказки, возвращение к действительности!

Слайд 14

6 Этап. «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных

героев в простых людей).

Повторяем вместе: «Кручусь верчусь и в … превращусь».

Слайд 15

7 Этап. «Рефлексия»

Наше путешествие завершено, теперь мы знаем, что всё можно изменить вокруг себя и себя тоже возможно изменить, а сказка укажет нам путь.

Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы рассмотрели основные этапы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой. И это лишь малая часть из большой кропотливой педагогической работы, которая дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? Напишите свои отзывы…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями» Наталья Соломаха МБДОУ №44 Детский сад «Колобок» Солнечногорский район Мастер класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в работе с родителями».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии. Эбру (нетрадиционные технология)» Ход мастер-класса: - Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе. Начать свой мастер класс я хотело бы со стихотворения.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Знакомство с куклой-оберегом» Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная,.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда» С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» Сухова Юлия Владимировна Мастер-класс «Интерактивные.

Мастер-класс для педагогов «Технологии полоролевого воспитания» Мастер - класс с педагогами по гендерному воспитанию детей. Ведущий 1:Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Технологии.

Мастер-класс для педагогов «Возможности применения Лего-технологии в ДОУ»Мастер-класс для педагогов «Возможности применения Лего-технологии в ДОУ» Цель: Демонстрация использования опыта лего - конструирования на разных этапах непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.

Мастер-класс «Воспитание сказкой» Мастер-класс на тему «Воспитание сказкой» Подготовил воспитатель: Венина О. В. Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 02:41
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Сливная (УИ 22397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД