Лучший педагог года

Сказкотерапия-лечение детской души

Алия Искужина
Сказкотерапия-лечение детской души

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Доради

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Публикация «Сказкотерапия-лечение детской души» размещена в разделах

Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, понимают под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению, недостаточно используемый. Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о незаменимости в учреждениях ДОУ такого метода, как сказкотерапия.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии эмоциональной регуляции поведения, нормализации эмоционального самочувствия и общения со сверстниками и взрослыми. С этой целью я разработала проект «Сказкотерапия – лечение детской души», как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, становления самосознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Вид проекта: творческий, развивающий.

Продолжительность: долгосрочный (с сентябрь 2016 г. по январь 2017 г.).

Цель проекта: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Главной задачей проекта является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи проекта:

формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие умения преодолевать страхи.

Задачи проекта реализовывались через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств. В результате такого обучения дети учатся действовать согласованно, творчески мыслить, выражать свои эмоции.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный (начало ноября 2016 г).

II этап – основной (конец ноября-декабря 2016 г.).

III этап – итоговый (январь 2017г.).

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта:

педагог-психолог педагоги воспитанники родители

Этапы проекта:

I этап - подготовительный:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме.

Этот проект объединил всех участников образовательного процесса. Совместно с родителями и детьми изготавливались атрибуты, необходимые для организации работы что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

С педагогами и родителями изготавливали и шили «Сказочных героев»

Мастер-класс

Родительница, Мазитова Олеся, показала и совместно с детьми, сделали мягкие игрушки зайчики

Наши «Сказочные герои»

Реализация проекта

Цель: Заинтересовать проблемой, выявить отношение детей к сказкам.

Формы работы:

1. Сбор и структурирование информации по теме проекта.

2. Анкетирование родителей по выявлению уровня тревожности детей.

3. Практикум для педагогов. Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания.

Игра - драматизация «Окунись в сказку» (инсценировка сказки «Репка»)

стимулирование позитивных эмоций, создание атмосферы сплоченности, позитивного настроения, раскрытия внутреннего мира личности

4. Консультации:

«Лечение сказками»

«Сказкотерапия - как средство развития речи дошкольного возраста».

5. Беседа с детьми по проблемным вопросам:

Любите ли вы сказки?

У вас есть любимые сказки? Назовите их.

Чему учат сказки?

Каких сказочных героев вы знаете?

На каких сказочных героев вы хотели бы походить?

6. Первичное диагностирование

Уровень эмоциональной тревожности детей

7. Знакомство детей с содержанием:

русских народных сказок : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисица и-лапотница», «Репка».

авторских сказок : «Красная шапочка», «Волшебная каша», «Коряга», «Непослушный котёнок».

«В мире эмоций».

II этап – основной

Цель: Проведение работы с детьми по формированию эмоционально-волевой сферы детей средствами сказкотерапии.

Сказка - это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык - сказки.

Формы работы:

Чтение разных сказок.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

Самостоятельное составление сказок.

Рассказывание сказок собственного сочинения.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Иллюстрирование прочитанных сказок и сказок собственного сочинения.

Загадки о сказках, героях сказок.

Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Занятие по сказке «Непослушный котенок»

правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других

Занятие по сказкам на магнитах «Красная шапочка» и «Репка»

дети рассказывают, почему они выбрали тот или иной персонаж, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

Рассказывание сказок

ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения

Обыгрывание сказки с помощью кукол и игрушек

работая с куклой и игрушками, ребенок видит, что каждое его действие отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным

III этап – итоговый

Итоговое диагностирование

По результатам контрольной диагностики можно сделать вывод о том, что те задачи, которые были поставлены, выполнены. Подводя итоги работы над проектом, следует отметить эффективность применения методов сказкотерапии в психологической помощи детям. Дети стали более активными и внимательными. У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.

Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии показали нам, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

В процессе работы над проектом, родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Планы на будущее.

Результаты моей работы показали необходимость продолжать проводить такие игры-занятия по сказкотерапии, по использованным направлениям в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Я планирую в дальнейшем, использовать элементы сказкотерапии не только на таких занятиях, но и в режимных моментах, включать их в праздники, развлечения, конечно, заинтересовывать и привлекать родителей этой новой форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей, а значимости элементов сказкотерапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.

Необходимо создать фонотеку и библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок, которые помогли бы детям избавиться от драчливости, от сквернословия, от страхов, от боязни темноты, от жадности.

Привлечь родителей для изготовления атрибутов и оборудования по башкирским народным сказкам.

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Консультация для родителей «Сказкотерапия» Буклет для родителей СказкотерапияПЛЮСЫ И МИНУСЫПЛЮСЫ:1. Гарантированный эффект. Рассказав правильную сказку сегодня, результат можно увидеть.

Мастер-класс «Сказкотерапия» Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка» детский сад «Радуга».

Сказкотерапия для агрессивных детей Сказкотерапия для агрессивных детей. Довольно часто к психологам обращаются мамы и папы агрессивных детей. Одни родители жалуются на то,.

Сказкотерапия Сказкатерапия –лечение сказкой. Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной.

Сказкотерапия Сказкотерапия- это система творческого равития,коррекция и адаптация личности, которыми я пользуюсь в работе. Она синтезирует наиболее эффективные.

Сказкотерапия Сказкотерапия. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической.

Сказкотерапия для дошкольников. Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.

Сказкотерапия с педагогами «Застенчивый булочник» ЦЕЛИ: ­ Помочь участникам группы лучше узнать друг друга; ­ Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; ­ Профилактика.

Сказкотерапия в оздоровлении учащихся. Вхождение детей в школьную жизнь, адаптация к ней и дальнейшее обучение, как правило, связано со многими трудностями. В основном, внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия-лечение детской души
Опубликовано: 2 октября 2017 в 12:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД