Наталия Романовская
Конспект занятия по эмоциональному развитию с детьми старшей группы «Сказочные гномы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми старшей группы по эмоциональному развитию «Сказочные гномы»
Цель:
• закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, грусть, страх, удивление, гнев).
Задачи:
1. способствовать осознанию, пониманию эмоций;
2. повысить устойчивость эмоциональных состояний;
3. помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
Публикация «Конспект занятия по эмоциональному развитию с детьми старшей группы „Сказочные гномы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
4. помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др., препятствующие его полноценному личностному развитию;
5. обогатить эмоциональную сферу ребенка.
Этапы занятия :
1. Ритуал приветствия.
2. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, групповая дискуссия.)
3. Рефлексия занятия — оценка занятия.
4. Ритуал прощания.
Продолжительность занятия : 25 минут.
Возраст участников: Старший дошкольный возраст.
Оборудование: картинки гномов с разными эмоциями; магнитофон, аудиозапись музыки, солнышко с прищепками, пиктограммы с изображением эмоций, «сухой дождик», коробка с конфетами
Предварительная работа:
• знакомство с базовыми эмоциями : страх, радость, удивление, злость.
• прослушивание музыкальных произведений.
• проведение психологических игр и упражнений.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:
Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй я, (показывают на себя)
Здравствуй все мои друзья! (обнимают соседей справа и слева за плечи)
Нетрадиционная игра с прищепками Сегодня нас в группе встречает солнышко, которое решила раздать вам свои лучики, для того чтобы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Вы должны рассказать, как вас зовут, какое у вас настроение. Продолжить предложения: Меня зовут… У меня сегодня … настроение, потому что…
(детям раздаются прищепки, солнышко передают по кругу и одевая прищепку (лучик) ребенок рассказывает о своем настроении.)
Посмотрите, сколько лучиков у солнышко и каждый лучик с разным чувством и настроением, у нас лучики и радостные и грустные. И поэтому, чтобы поднять всем настроение мы поиграем с «Солнечным лучиком»
Игра «Солнечный лучик» Солнечный лучик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного лучика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался на живот, погладь его. Лучик не озорник — он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным лучиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Основная часть:
Сегодня к нам из страны эмоций пришли в гости сказочные гномы
Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.
• Отгадайте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки, эмоцию какую сейчас вам покажу я?
(звучит радостная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией радости. Ответы детей)
Наш гномик принес нам пиктограммы с различными эмоциями и хочет нас проверить, все ли эмоции вы знаете. (детям раздаются пиктограммы с эмоциями радость, грусть, страх, злость, удивление) А теперь назовите гномику вашу эмоцию, которая изображена на пиктограмме и расскажите гному, когда вы испытываете это чувство. Например: У меня радость «Я радуюсь, когда никто не болеет».
• На гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (звучит грустная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией грусти. Ответы детей.)
Как вы думаете, что с ним могло произойти, почему он грустит?
• Идет гномик к нам другой. Посмотрите, он какой? (звучит страшная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией страха. Ответы детей.)
Упражнение «У страха глаза велики».
Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
Молодцы, ребята, вы справились со страхом.
• На этого гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (Звучит гневная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией гнева. Ответы детей.)
А знаете этот гном мне рассказал, на что он сильно разозлился. Оказывается ему в волшебной стране никто не хотел рассказывать сказки и поэтому он такой злой. Давайте мы с вами расскажем ему сказку. (дети соглашаются)
Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Есть одна замечательная планета, которое носит название Земля. Она большая и круглая. На ней много лесов, морей, рек. И живут на ней люди, звери, птицы, насекомые. Так вот, на этой планете есть огромная ярко – зеленая поляна. Над этой поляной небо часто бывает синим. В небе летают птицы. Эту поляну согревает своими теплыми лучами солнце.
Однажды среди белого дня на этой поляне вдруг появился город. Откуда взялся? Может, кто и знает, но мне не известно. Все в этом городе было необыкновенным. Дома были разного цвета: красные, желтые, зеленые, синие, фиолетовые – будто радуга оставила свой след на каждом из них, разной формы – круглые, квадратные и даже треугольные. Окна в домах были очень большими, чтобы в дом проникало много света. Ф еще было много дверей, и все они были открыты. Входи когда хочешь и иди куда хочешь.
А жили в этом необычном городе маленькие волшебники, похожие на вас. И на тебя Денис, и на тебя, Ирина (и т. д.). Волшебники были очень добрые и дружные. Они трудились и многое умели. А если у них что-то не получалось, они знали, что обязательно получится, пусть не сразу. Любили волшебники играть и веселиться. То и дело слышался их веселый смех. А смеялись они вот так… (Дети ложатся на спину, болтают ногами, руками, хлопают себе по животу и громко смеются.)
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так… (Дети изображают печаль с помощью мимики.)
Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так… (Дети изображают плач с помощью пантомимики.) Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь в кого-нибудь превращался, то они удивлялись вот так (Дети широко открывают глаза, приоткрывают рот, произносят «ах».)
Сейчас мы попадем в эту страну. Закройте глаза и следите за дыханием. Насчет три вы откроете глаза и окажетесь в волшебном городе. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)
Откройте глаза. Мы в необычном городе. (Дети открывают глаза.)
Не успели мы попасть в этот город, как тут же превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуем ходить вот так… (Дети плавно, медленно переносят тело с одной ноги на другую, шумно вдыхают, на выдохе длительно произнося звук «а».)
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное и он принялся помогать волшебникам поднимать тяжелые камни вот так… Он поставил устойчиво ноги (дети ставят ноги на ширину плеч, чуть согнул колени, поднял камень передней правой ногой и с силой вытолкнул ее вверх, подавая камень наверх (имитируя движения). Затем поднял камень передней левой ногой и так же подал его наверх строителям (имитируя движения). Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал вот так… (Дети на выдохе длительно произносят «а»).
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал вот так… (дети имитируют движения и длительно произносят звук «о»).
Слон очень разозлился, его тело напряглось, он сжал челюсти, стал размахивать хоботом, грозно трубить вот так… (дети имитируют движения и длительно произносят звук «а»).
А затем слон пошел по городу сотрясая воздух ревом вот так… (дети движутся, перенося массу тела с одной ноги на другую с резким движением рук, сжатых в кулаки, вверх; на выдохе опускают руки вниз, произнося звук «а»).
Тут слон увидел газету. Он хватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части вот так… (дети мнут газету, топчут, рвут).
Затем слон завалился на спин и принялся колотить по земле ногами, вертеть головой и реветь вот так… (дети ложатся на спину, стучат об пол ногами, мотают головой, длительно произносят звук «а»).
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, вытянувшись на земле во весь рост вот так… (дети ложатся на пол, закрывают глаза, слушают текст на релаксацию).
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, …засыпают… (2 раза)
Напряжение улетело
И расслаблено все тело (2 раза)
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…
Вскоре слон совсем успокоился, он лежал расслабленный. Открыв глаза, он огляделся кругом вот так… (дети открывают глаза, осматриваются по сторонам).
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленая, в речке вода течет. И ему стало совсем спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанная по земле обрывки бумаги. Давайте уберем все остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила (все убирают обрывки газет).
Ну что пришло время возвращаться домой. Закройте глаза, следите за дыханием. На счет «три» вы откройте глаза и снова окажитесь в нашей группе детского сада. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)
Символическое возвращение из сказки — упражнение «Это я»
Дети встают в круг, взявшись за руки, топают ногами, повторяя на выдохе: «Это я. Это я».
Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось быть слонами? Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу? Как он выражал это чувство? Что он при этом делал? Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был зол, никого не оскорблял и не обижал. Слон — миролюбивое животное. И если вдруг вас когда – нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.
• На гномика взгляните, Эмоцию определите… (Звучит необычная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией удивление. Ответы детей.)
Правильно, это удивление! Я вам расскажу чему же удивился сказочный гном, может вы тоже удивитесь.
1. Игра — релаксация «Сухой дождь».
Прислушайтесь, что за звуки? Это дождь шумит. Пойдём, посмотрим (аудиозапись — Шопен «Вальс дождя»).
К нам прилетела дождевая тучка, но дождь не простой, а волшебный (на зонтике разноцветные атласные ленты). Погладьте его.
Наш дождь разноцветный, сухой, тёплый, веселый, добрый, ласковый, нежный. Дождик нас радует, успокаивает. Можно немного потанцевать под музыку.
Дождик, дождик, мой дружок, ты пролейся на лужок,
По рукам и по лицу, ты пляши без лени, первый, весенний.
Так приятно гулять под нашим дождиком.
Наш волшебный дождик словно смывает все переживания, страхи, усталость и наполняет нас здоровьем и весенним настроением.
Рефлексия занятия
• Давайте вспомним, какие эмоции живут в сказочной стране?
Что вам больше всего понравилось?
• А какое у вас сейчас настроение?
(Дети вспоминают).
Ритуал прощания.
Подошло к концу наше встреча с сказочными гномами.
Они на прощание дают нам наставление:
Быть добрым, без капризов
И дарят вам сюрпризы. Гномы в гости к нам пришли тоже не с пустыми руками а с сюрпризом (Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Трясу коробочку и предлагаю детям отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть?
На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что – то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на земле… (Детям раздаются конфеты, они высказывают свои пожелания).
Спасибо ребята! Танюша сегодня и Олечка были самые внимательные, Андрюшка самый ловкий, Антоша и Никита самые активные. До свидания.