Приложение МААМ

Слово как единица языка

Гульнара Владимировна Гринченко
Слово как единица языка
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение языком имеет большое значение для формирования у дошкольника психических функций, способностей, для приобщения его к человеческой культуре.

Слово как единица языка предстает перед ребенком в разных аспектах: лексическом- обозначение предмета, их признаков, качеств, действий; грамматическом- наличие рода, числа, падежа у существительных, времени, числа, лица у глаголов; фонетическом или звуковом,- слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс.

Публикация «Слово как единица языка» размещена в разделах

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребенка в детский сад, еще в младших группах, когда детей приучают вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом и картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Но уже в средней группе воспитатель специально учит детей останавливать внимание на слове, его звуках, постепенно подготавливая его к звуковому анализу слов.

Во всех группах работа по подготовке детей к усвоению грамоты тесно связана с общеречевой работой. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти, воображения.

Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единицы языка- процесс сложный и длительный, он предполагает:

1. Усвоение детьми звукового строения слова.

2. Усвоение детьми слогового состава слова.

3. Анализ словесного состава предложения.

Для правильного развития речи большое значение имеет хорошо развитый фонетический слух, т. е. умение слушать, всушиваться в звуки, из которых состоит речь, отличать одни речевые звуки от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонетического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Усвоение и совершенствования звуковой стороны языка происходят постепенно на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности. Вначале это всушевание в звучание слова, различие и правильное произнесение звуков, затем самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество, формирование интереса к слову. Предварительное ознакомление детей с терминами «слово» и «звук» имеет большое значение. Очень важно научить ребенка вслушиваться в звучащее слово.

Проговаривая слово, вслушиваясь в его звучание, ребенок как бы обследует слово, знакомится с ним как со звуковым явлением. Рекомендуется два способа формирования у детей умения вслушиваться в слово, «прощупывания», обследования его.

Способ первый. Если воспитатель хочет показать ребенку, из каких звуков состоит данное слово, то произносит его, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно, с ровным подчеркиванием звучания каждого звука (шшааррыы). Такой способ произнесения помогает ребенку «увидеть», «обнаружить», «рассмотреть» те звуки, которые составляют данное слово, расчленить слово на звуки, а также и установить их последовательное расположение в слове : сначала произносится первый звук, затем следующий.

Способ второй. Если же внимание ребенка необходимо обратить на какой-то определенный звук слова, то усиленно выделяется голосом именно этот звук (шшары, шаары, шарры, шарыы). На начальном этапе работы по «проникновению» в звуковое строение детям не заметен процесс составления слова из звуков, если слово произнесено обычным способом (шары).Когда же дети научатся заострять внимание на звуках речи, воспитатель может произносить слова без специального подчеркивания каких- либо звуков (шары).

Какой бы способ обследования слова, обнаружения звуков в нем ни предлагался, главное- внимание дошкольника должно быть направлено на последовательное звучание звуков в слове друг за другом.

После того как воспитатель научил детей вслушиваться в звучание слов, он знакомит их с тем, что слова звучат по- разному. Каждое слово звучит по- свойму : суп, мох, шина, барабан, Есть слова, звучащие похоже: свечка- овечка, мишка- мышка. В дальнейшем дети узнают, что в слове есть звуки, что звучащее слово- это следование звуков одного за другим. Детей знакомят с такой особенностью слова, как длительность звучания (короткое слово имеет мало звуков, поэтому произносится быстро, в длинном слове звучит много звуков, оно произносится дольше).

И наконец, дети овладевают умением, вычленять отдельные звуки в слове. Они узнают, что звуки в слове разные, что каждый звук как часть слова занимает определенное место, что один и тот же звук может слышаться и в начале, и в середине, и в конце его. В результате такого поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова ребенок научается слышать и выделять в любом слове все звуки, хорошо ориентироваться в звуковом строении слова, а также твердо запоминать указания, формулировки и задания воспитателя, относящиеся к звучащему слову, и осмысленно их выполнять.

Слоговой анализ слов - это следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова.

Детей знакомят с тем, что в слове есть начало и конец слова. Их учат самостоятельно подбирать слова с определенной частью- слогом, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова. Внимание детей специально обращают на то, что слоги в слове расположены, как и звуки, последовательно друг за другом; что слоги и в слове звучат по- разному, неодинаково: один из них произносится более протяжно, громче, слышится лучше, это ударный слог. Дети учатся замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в различное звучание слогов в слове; переносить ударение с одного слога на другой (кружки –кружки) придумывать самостоятельно задания о слогах в слове.

В процессе речевой работы дети постепенно начинают понимать, что слова связаны между собой по смыслу и составляют законченную мысль (фразу, что об одном и том же предмете можно сказать по- разному- коротко или распространенно. Воспитатель знакомит детей с тем, что такое предложение и какое оно бывает (длинное, короткое). Обучая детей анализу словесного состава предложения, воспитатель особое внимание обращает на последовательное расположением слов в предложении. Для анализа отбираются лишь те предложения, в составе которых нет предлогов и союзных слов, так как дети их обычно не замечают и присоединяют к рядом стоящим. Фиксировать внимание детей на этих словах не следует. После того как дети ознакомятся с составом предложений из двух, трех слов, им можно объяснить, что в и на являются словами предложения, и для наглядности на доске начертить одинаковой длины линии. Графическое изображение слов помогает детям представить наглядно, что предложения могут быть длинные и короткие, что количество слов в них бывает разное. Слова в предложении, как и звуки и слоги в слове, следуют одно за другим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети научились членить предложения на слова и составлять его из слов. При рассматривании любой картины перед детьми ставится определенная задача: составить предложение из двух (трех-четыре) слов о том что нарисовано на ней. Чтобы дети лучше поняли задание, воспитатель, четко произнося слова, соблюдая паузы, рекомендует свои предложения. Воспитатель советуется с детьми, удачно ли подобраны слова, добивается, чтобы предложения точно, образно отражали содержание картины. Важно, чтобы дети проявляли выдумку в составлении своих предложений. Для этого необходим обмен мнениями, внесения элементов соревнования: «Чье предложение наиболее интересно? Почему? Как об этом же сказать по- другому?» Все предложения внимательно прослушиваются, для анализа отбирают два- три лучших. Определяют, какие слова звучат в предложении, сколько, какое из них первое, какое второе. Задания подумать и назвать свои предложения

побуждает детей говорить об одном и том же нечто новое, не сказанное другими. Анализируя фразы, дети убеждаются, что состав разных предложений тот же: два- три слова, а смысл их каждый раз иной. Работа с детьми по анализу словесного состава предложения должна проводится систематически. На начальном этапе проводится ряд 8-10 минутных упражнений, в которых дети усваивают словесный состав предложения. Затем приемы закрепляющие знания и навыки членения предложения на слова и составления предложений из слов, тесно увязываются с приемами работы по осознанию звукового и слогового строения слова.

Публикации по теме:

Перспективный план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи I. Формирование психологической базы речи. Цель. Развивать у ребенка целенаправленное восприятие, память, мышление. II Развитие импрессивной.

Речевая карта для обследования речи детей .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Слово как единица языка
Опубликовано: 29 марта 2014 в 07:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слово как единица языка» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Владимировна Гринченко (УИ 209691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД