Получи документы

Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире

Елена Захарова
Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире

Сегодня одна из актуальных проблем современного общества – воспитание личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. На текущий момент социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства.

Публикация «Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире» размещена в разделах

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Условия городской среды обусловливают формирование у подрастающего поколения специфической системы ценностей. Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, повлекшие за собой трансформацию традиционных институтов и образа жизни, усложнили процессы социализации детей и подростков. Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Процессы, происходящие в обществе:

- отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

- несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

- безработица (явная и скрытая);

-отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

-разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

- коммерциализация досуга: недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

-отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии;

-доступность табака, алкоголя, наркотиков.

• Состояние семьи, ее атмосфера:

-разрушение института семьи, неполная семья, растет число неблагополучных семей;

- материальное положение семьи (как неполная семья и бедность, так и богатство);

-низкий социально-культурный уровень родителей;

- отсутствие семейных традиций; — стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

- отрицание самоценности ребенка;

-удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

- злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др. ;

-попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Негативные социальные последствия налицо. Катастрофически увеличивается число детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Другие основные причины трудностей воспитания – в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, в стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

Углубляется противоречие между объективно усложняющимися социальными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению, и результатами социализирующей, воспитательной и образовательной деятельности основных институтов и агентов социализации : семьи и образовательных учреждений.

Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации. Увеличение нагрузок усиливает стрессовое состояние. Растущему организму очень сложно соответствовать тем высоким требованиям, которые к нему предъявляют. Развивающаяся личность нуждается в бережном, чутком и уважительном отношении. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей. В этой связи возникла необходимость акцентировать особое внимание на регуляции социального поведения детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям.

Методическая разработка содержит опыт работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях проживания в специализированной социальной квартиры; основывается на изучении теоретических аспектов проявления агрессивности, объединяет отдельные вопросы преодоления агрессивного поведения детей и подростков, вопросы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в систематизированный комплексный цикл занятий. Практическая часть работы состоит из цикла занятий – бесед, обучающих занятий, в результате которых у воспитанников формируется интерес к проблемам, способность различать в любом моральном явлении общечеловеческие ценности.

Цель:

Создание условий для успешной социализации подростков с девиантным поведением, проживающих в социальной специализированной квартире, используя средства культурно-бытовой среды города.

Задачи:

• формировать мотивы положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в социуме;

• формировать и совершенствовать культурно-гигиенические, социально-бытовые и трудовые навыки в условиях проживания в многоквартирном доме; учить взаимодейстововать с различными социальными институтами (образовательные учреждения, магазины, аптеки, банки, почта и т. д.);

• вырабатывать навыки поведения в городском транспорте, соблюдения правил безопасного поведения на улице и ориентирования в городском пространстве;

• воспитывать уважение к истории и культуре страны и города, расширять кругозор и развивать познавательные интересы, используя культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга (музеи, театры, выставки, городская архитектура, исторические памятники);

• формировать интерес к жизни современного Петербурга.

• развивать умение ориентироваться в городе, активно использовать культурный потенциал СПб

• создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации воспитанников в их жизненном пространстве;

• формировать культуру и в потребность ведения здорового образа жизни, приобщать к двигательной активности, регулярным занятиям физической культурой и спортом, используя городские рекреационные зоны (спортивные площадки, сады, парки и т. д.) и добиваться отказа от вредных привычек;

• содействовать решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;

• создать условия для самореализации личности, патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков, общей культуры подростков;

• содействовать воспитанию гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободе человека;

• создать основы для выбора и освоения дополнительных образовательных программ;

• использовать интересы подростка,путём вовлечения в различные формы досуговой деятельности;

• оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;

• повысить мотивацию подростков к обучению в школе : улучшить успеваемость воспитанников, ликвидировать пробелы в знаниях; расширять кругозор, повышать интеллектуальный уровень и развивать познавательные интересы воспитанников.

Основные принципы работы :

Процесс социализации воспитанников в культурно-бытовую среду г. Санкт-Петербурга должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию подрастающего человека, тенденциям развития социокультурного пространства :

• демократизм;

• принцип организации личного пространства ребенка

• духовность

• толерантность

• вариативность

• природоспособность

• эффективность

• воспитывающее обучение

• системность

• принцип педагогического стимулирования социальных проб - принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - принцип нравственного обогащения социальной среды

• принцип развития самодеятельности и инициативы детей

Для реализации данной работы возможны различные формы организации воспитанников :групповая, индивидуальная,индивидуально-групповая.

Используются разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация фильмов, мини-лекция, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий, конкурсы, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится обучающим занятиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.

Социальная квартира предназначена для проживания подростков-мальчиков от 14 до 18 лет в количестве 7 человек. Как правило, это дезадаптированные подростки с асоциальными установками, такими как: табакокурение, принятие и распитие спиртных напитков, прогулы в школе, бродяжничество, воровство, лживость и т. д., почти все они состоят на учете в органах полиции. Поэтому основной целью своей работы считаю создание необходимых условий для успешной социальной реабилитации подростков. Для достижения поставленной цели выполняю следующие задачи:

• обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка воспитанниками;

сформировать или развить (в зависимости от состояния) культурно-гигиенические и социально-бытовые навыки подростков;

• оказать помощь в освоении школьной программы;

• формировать благоприятный морально-психологический климат в коллективе воспитанниц, проживающих в социальной квартире;

• организовать полноценный и разнообразный досуг воспитанников;

• создать воспитательную среду для нравственного становления подростков.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на потребности и мотивы ребёнка, определяя, что является главным на данный момент для него. Эта работа включает в себя следующие компоненты:

- целенаправленная работа по нравственному просвещению – это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации;

- актуализация всех источников жизненного опыта воспитанников;

- введение нравственных критериев во все виды деятельности и проявления личности воспитанников.

Используя эти компоненты, я формирую у воспитанников основы социально-нравственного поведения, основы здорового образа жизни, веду профилактическую работу по отказу от вредных привычек, формирую у мальчиков позитивные взгляды на своё будущее, а так же необходимый запас знаний, умений и навыков, который позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно в ней адаптироваться и интегрироваться в социум.

• Использование культурно-бытовой среды города в социально-педагогической работе.

Основными критериями в работе с трудными подростками считаю своим правом использовать огромный потенциал культурно-бытовой среды большого и прекрасного мегаполиса мира - славного города Санкт-Петербурга. Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, истории Санкт-Петербурга, жителям города на Неве, стать неотъемлимой частью звания настоящего петербуржца -одна из основных целей в моей работе. Воспитывать любовь к родному краю- Ленинградской обл., к бережному отношению к природе ;усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры ; знакомить с истоками национальной культуры; развивать любознательность и интерес к традициям города; расширение кругозора; воспитание гражданской ответственности и чувства патриотизма; уважение к истории, культуре своей страны, г. Санкт-Петербурга; формирование толерантного отношения к людям различных национальностей; способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; стремиться всё делать красиво; уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство и т. д. –овладеть хотя бы малой частицей и зародить зерно жажды познания и осознания своей причастности к великому городу-это задачи моей реабилитационной работы.

Проведение ознакомительных бесед с историей микрорайона и предстоящей поездки по определённому маршруту; организация для воспитанников экскурсий ; посещение музеев и выставок; посещение театральных постановок и досуговых культурно-развлекательных и спортивных центров города; просмотры кинофильмов, с последующим их обсуждением, прогулки по городу с составлением маршрута ориентирования в окружающей среде; привлечение к чтению художественной литературы, проведение цикла занятий по Петербурговедению- перечень мероприятий из программы реабилитационной работы с воспитанником по социализации с использованием средств культурно-бытовой среды города.

Организация процесса освоения детьми социальной квартиры «своего места»-города,в котором они живут –это увлекательный творческий процесс. При планировании проводимых мероприятий учитывается территориальное расположение квартиры, школ, в которых они обучаются, особенности района, уровень познавательных возможностей детей, степень их заинтересованности. Программа освоения и изучения города имеет обязательный компонент-познавательные прогулки и экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города. Предварительно проводятся ознакомительные занятия.

Цель таких занятий -способствовать эмоционально –ценностному восприятию детьми города «как своего мира», представляющего значимость для них при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

Задачи:

-побудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребёнку открыть «новое в знакомом окружении»;

-помочь детям сформировать представления о ценности объектов городской среды для них и других жителях Санкт-Петербурга;

-способствовать формированию у детей элементарных умений,необходимых им в учебной и повседневной жизни;

-умение ориентироваться в пространстве города; ориентироваться по карте-схеме ;реально ориентироваться в инфраструктуре городской среды;

-способствовать выражению детьми своих впечатлений от памятников наследия и их создателей;

-закрепление полученных знаний в течении учебного года на социальной квартире.

Проведение комплекса мероприятий :занятий, викторин, дидактических игр и т. д. поможет проконтролировать уровень знаний, умений, оценочных суждений на каждом этапе обучения и при его завершении; выявить ошибки, недочёты, пробелы в знаниях, умениях, навыках. Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и меть представления о возможных путях самореализации в нём.

Параллельно с ознакомлением с культурным наследием родного города проводится и знакомство с социальными объектами, а главное с горожанами-жителями славного города на Неве.

Важное значение для социализации воспитанников играет знакомство с социально значимым взрослым. Для этого проводятся встречи с людьми различных профессий (пекарями, рестораторами, рабочими и специалистами предприятий Адмиралтейского района, врачами, учителями, работниками театра и кино, представителями различных религиозных конфессий и православной религиозной общины представителями ведомственных и силовых структур,студентами городских ВУЗов,которые уже давно стали нашими друзьями и т. д. Огромную помощь в этом мне оказывают волонтёрские и общественные организации города, с которыми установлены прочные взаимосвязи.

Регулярно для воспитанников проходит освящение сообщений о событиях, происходящих в нашей стране и мире, организуются просмотры новостных телепередач и обсуждение наиболее значимых новостей, расширяющие знания подростков в области истории России и города через посещение музеев, прогулок по Санкт-Петербургу и просмотров исторических кинофильмов.

Ведётся работа по формированию исторической памяти. К памятным датам о Великой Отечественной Войне проводятся занятия,экскурсии, сообщения для воспитанников, просмотр художественных и документальных фильмов, обязательно, с анализом и обсуждением, встречи с участниками событий.

Ежегодно с воспитанниками социальной реабилитационной квартиры принимаем участие в военно-патриотическом слёте с участием детей с ограниченными возможностями.

Этот опыт общения, взаимодействия, «здорового соревнования», дружбы и взаимной поддержки с детьми инвалидами является бесценным для подростков с девиантным поведением. Они возвращаются, после 3-х дневного пребывания на слёте, «другими» детьми. Повышается мотивация к здоровому образу жизни, способность к саморегуляции, положительная эмоциональная динамика, жизненный позитив. Они начинают «слушать» и «слышать» собеседника, у многих из подростков впервые, зарождается потребность в оказании помощи более слабому.

Активно принимаем участие в паломнических поездках по святым местам, организованным на средства благотворительных организаций.

Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, навыков ЗОЖ, негативного отношения к вредным привычкам, профилактика употребления ПАВ., профилактика здорового образа жизни-всё это является неотъемлимой частью воспитательной работы по социализации подростков в культурно-бытовую среду города. Этому направлению я уделяю «особое внимание» в своей разработке.

Без комплексного взаимодействия со всеми специалистами Центра, межведомственного взаимодействия представителей различных социальных институтов и организаций города и района, работа с подростками, попавшими в ТЖС не принесла бы положительных результатов, которые я наблюдаю на практике.

Механизм взаимодействие воспитателя:

• с социальным педагогом :

с педагогом-психологом:

с педагогами дополнительного образования:

с медицинскими работниками образовательного учреждения:

Осуществляя необходимое тесное сотрудничество работников Центра с теми семьями, где находятся дети, проходящие и уже прошедшие реабилитацию (проводим беседы с родителями, консультируем в воспитании воспитанников,попавших в трудную жизненную ситуацию, привлекаем родителей и воспитанников к участию в различных мероприятиях).

Следствием ежедневной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков является комплексная работа специалистов центра «Вера», где поддерживается комфортная воспитательная среда, способствующая формированию стиля поведения в обществе и здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, развитию активной гражданской позиции и тесное взаимодействие с представителями межведомственных организаций: школа, ОДН, медицинские учреждения, администрация района, привлечение человеческих и финансовых ресурсов благотворительных волонтёрских организаций и т. д., что помогает осуществлению и закреплению позитивных изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности воспитанников. А это значит, что процесс социализации подростков с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной социальной квартире проходит успешно.

Ежегодный анализ проводимой работы позволяет констатировать, что у детей, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры в ГБУ СРЦ «Вера», уменьшаются проявления скрытой агрессии, возбудимости, раздражительности, развивается интерес к занятиям спортом, формируются привычка вести здоровый образ жизни и умение общаться с взрослыми и сверстниками. Уже через несколько занятий поведение воспитанников заметно меняется к лучшему: они легче идут на контакт, становятся более лояльными, активными.

Подростки, проживающие в Центре несколько месяцев, отличаются своей активной жизненной позицией, уважительным поведением к взрослым и дружелюбием к детям.

Формируется и развивается интерес к занятиям спортом и арттерапией, посещению досуговых мероприятий и кружков по интересам, культурных мероприятий и достопримечательностей великого города- всё это, в свою очередь, позволяет самоутвердиться и реализоваться как личность.

Реализация данной разработки направлена на подавление агрессивности, понимание реальной самооценки, развитие способности противостоять негативному влиянию окружающего мира, воспитание умения не поддаваться давлению сверстников, повышение мотивации учиться и реализоваться в будущем не сомнительными методами.

Социально адаптированные дети будут более активными, ответственными, и вследствие этого, более успешными в будущем.

Публикации по теме:

Самореализация и социализация личности дошкольника в условиях новой образовательной среды «Самореализация и социализация личности дошкольника в условиях новой образовательной среды». 1. Личность развивается и совершенствуется.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.

Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома» .

Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 2 1.2. Направления деятельности специалистов детских домов Основываясь на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, определены.

Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 3 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 2.1. Диагностика социально-психологических особенностей воспитанников детского.

Развлечение (культурно-досуговая деятельность) по областям «Социализация» и «Коммуникация» в старшей группе Тема: «Правила поведения в театре». Цель: Ввести в речевой обиход детей вежливые формы приветствия: здравствуйте, добрый день, до свидания,.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для подростков «Я — уникальный!» Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для младших подростков «Я – уникальный!» Цель: содействие процессу.

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях ДОО СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОО Милевская Н. В. воспитатель высшей категории stepan_milevskiy@mail.ru.

Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Выступление «Виды культурно-досуговой деятельности детей и подростков» Введение. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 14:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД