Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната

Ветчинкина Галина
Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната

Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию недостатков развития, создание специальных условий для приобретения максимально возможной независимости в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладение доступными умениями и умениями самообслуживания. Такая работа необходима для возникновения предпосылок социальной адаптации умственно отсталых детей в социуме. Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Дети с различной степенью умственной отсталости имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.Поэтому обязательно учитываются индивидуальные особенности детей: многократно повторяется и закрепляются выполняемые детьми задания и навыки. В ходе коррекционно-педагогической работы используются такие приемы, как сопряженные действия с педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по подражанию, действия по простейшей схеме (пиктограмме); действия по образцу.

Содержание работы, направленной на формирование социально-бытовыхнавыков у детей включает в себя следующие направления:

- занятия, направленные на формирование представлений о себе;

- занятия, направленные на формирование представлений о предметах окружающего мира;

- занятия по развитию мелкой моторики рук.

В основе нарушения формирования навыков лежит нарушение программирования и контроля за действием. Для преодоления этого обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его алгоритмом. По мере овладения теми или иными навыками нужно обеспечить формирование привычки использовать их без помощи взрослого. При этом педагог стимулирует любое проявление самостоятельности, и по возможности расширяет область применения педагогического требования.

При формировании социально - бытовых навыков соблюдается постепенность как в плане сокращения оказываемой помощи, так и в плане усложнения самих навыков. Например, при обучении одеванию носков сначала все действия с ними выполняет социальный педагог, затем ребенок учится подтягивать вверх уже натянутый на ступню носок, выполняя действия сначала совместно со взрослым, а потом уже сам. После этого переходят к совместным действиям при натягивании носка на ступню и т. д.Овладение навыками надевания носков затем позволяет перейти к освоению следующего навыка: одевание колгот. Процесс обучения новым навыкам требует большого количества упражнений. На начальных этапах обучения упражнения осуществляются при активном участии взрослого т. к. сам ребенок не умеет еще контролировать свои действия и их результаты (например, проверить смыто ли с рук все мыло, насухо ли вытерты руки и т. д.).

Опыт педагогической работы с детьми с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. Подгрупповые занятия педагог проводит в специальном кабинете СБО - кабинете социально-бытовой ориентировки, имеющемся в нашем доме-интернате, где есть различные игровые модули, оборудование, игрушки, необходимые предметы быта. Такая, специально созданная развивающая предметно-пространственная среда (предметы и игрушки с учетом возрастных особенностей детей, например,такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик и т. д.); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды;игровые модули: кухня, магазин, и др. ; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок и т. п.,позволяет создавать на каждом занятии тематическую игровую ситуацию и или организовать любую игру: дидактическую, сюжетно-ролевую, театрализованную, игру-манипуляцию с реальными предметами, которые будут направлены на овладение ребенком действий по отношению к самому себе («Приготовим обед», «День рождения», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Мыльные перчатки», «Встречаем гостей») и др. Индивидуальные занятия проводятся в группах, где ребенка обучают культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания в совместных действиях с взрослым

Основные направления коррекционно-педагогической работыпо формированию самостоятельности у детей:

• Формирование навыка приема пищи.

• Формирование гигиенических навыков.

• Формирование навыка опрятности.

• Формирование навыка одевания и раздевания.

• Формирование навыка адекватного поведения.

После проведения обучения детей определенным навыкам важно требовать от них самостоятельного выполнения этого умения в процессе режимных моментов в условиях группы и семьи. Практика показывает, что у детей существенно меняется отношение к использованию ложки в процессе еды; к процессу одевания и раздевания; умыванию; у них появляется аккуратность и желание правильно, выполнять определенные действия.Любое стремление ребенка к самостоятельности словесно поощряется: поддерживается похвалой и положительной оценкой в среде сверстников.

Кроме этого в нашем учреждении создана и функционирует тренировочная квартира, организованная с условием максимального погружения подростков в самостоятельные бытовые условия. Она имеет несколько блоков,оборудованных мебелью и бытовой техникой: кухня, спальня, гостиная, санузел. Сначала дети с помощью взрослого учатся готовить, стирать, убирать помещения, ухаживать за мебелью и др. Затем, по мере определенной степени овладения такими навыками, им предоставляется возможность самостоятельно попробовать свои силы. Все это способствует формированию у детей интереса к предметам окружающего быта и домашнего обихода посредством непосредственного участия ребенка такой деятельности, учит детей самостоятельно действовать со знакомыми предметами быта, планировать свои действия.

Хочется отметить, что специально организованное целенаправленное обучение в условиях дома-интерната детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение самостоятельностью помогает детям с умственной отсталостью обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности в будущем составят основу овладения детьми трудовыми действиями, что также немаловажно для социализации особых детей.

Таким образом, работа педагогов по формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых умений и навыков необходима и важна, так как способствует в дальнейшем их социальной адаптации и интеграции в социум.

Публикации по теме:

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.

План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Образовательная область: познавательное развитие Развитие.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности "Я рисую", рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Занятие со 2 классом (для детей с глубокой умственной отсталостью) на тему «Части тела и лица». Предмет: Человек Тема: Повторение пройденного - части лица и тела Цель: Научить показывать части лица и тела, складывать из картинок (разрезных).

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната
Опубликовано: 9 мая 2017 в 15:55
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Фотоотчет «Зимних игр пришла пора. Вот так, Зимушка! Ура!»
Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки...
Сценарий костюмированного дефиле «Эко Мода»
Сценарий костюмированного дефиле «Эко Мода» Цели и задачи: Углубить экологические знания детей через развитие творческих способностей. Формировать у детей...
Фотоотчёт «Опыты с водой и снегом» опытно-экспериментальная деятельность в старшей...
Экспериментирование учит детей наблюдать и делать выводы, развивает мышление и внимание. Простые опыты вызывают у детей неподдельный интерес, что в...