Ветчинкина Галина
Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию недостатков развития, создание специальных условий для приобретения максимально возможной независимости в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладение доступными умениями и умениями самообслуживания. Такая работа необходима для возникновения предпосылок социальной адаптации умственно отсталых детей в социуме. Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Публикация «Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Дети с различной степенью умственной отсталости имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Поэтому обязательно учитываются индивидуальные особенности детей: многократно повторяется и закрепляются выполняемые детьми задания и навыки. В ходе коррекционно-педагогической работы используются такие приемы, как сопряженные действия с педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по подражанию, действия по простейшей схеме (пиктограмме); действия по образцу.
Содержание работы, направленной на формирование социально-бытовых навыков у детей включает в себя следующие направления:
- занятия, направленные на формирование представлений о себе;
- занятия, направленные на формирование представлений о предметах окружающего мира;
- занятия по развитию мелкой моторики рук.
В основе нарушения формирования навыков лежит нарушение программирования и контроля за действием. Для преодоления этого обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его алгоритмом. По мере овладения теми или иными навыками нужно обеспечить формирование привычки использовать их без помощи взрослого. При этом педагог стимулирует любое проявление самостоятельности, и по возможности расширяет область применения педагогического требования.
При формировании социально - бытовых навыков соблюдается постепенность как в плане сокращения оказываемой помощи, так и в плане усложнения самих навыков. Например, при обучении одеванию носков сначала все действия с ними выполняет социальный педагог, затем ребенок учится подтягивать вверх уже натянутый на ступню носок, выполняя действия сначала совместно со взрослым, а потом уже сам. После этого переходят к совместным действиям при натягивании носка на ступню и т. д. Овладение навыками надевания носков затем позволяет перейти к освоению следующего навыка: одевание колгот. Процесс обучения новым навыкам требует большого количества упражнений. На начальных этапах обучения упражнения осуществляются при активном участии взрослого т. к. сам ребенок не умеет еще контролировать свои действия и их результаты (например, проверить смыто ли с рук все мыло, насухо ли вытерты руки и т. д.).
Опыт педагогической работы с детьми с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. Подгрупповые занятия педагог проводит в специальном кабинете СБО - кабинете социально-бытовой ориентировки, имеющемся в нашем доме-интернате, где есть различные игровые модули, оборудование, игрушки, необходимые предметы быта. Такая, специально созданная развивающая предметно-пространственная среда (предметы и игрушки с учетом возрастных особенностей детей, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик и т. д.); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды; игровые модули: кухня, магазин, и др. ; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок и т. п., позволяет создавать на каждом занятии тематическую игровую ситуацию и или организовать любую игру: дидактическую, сюжетно-ролевую, театрализованную, игру-манипуляцию с реальными предметами, которые будут направлены на овладение ребенком действий по отношению к самому себе («Приготовим обед», «День рождения», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Мыльные перчатки», «Встречаем гостей») и др. Индивидуальные занятия проводятся в группах, где ребенка обучают культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания в совместных действиях с взрослым
Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию самостоятельности у детей:
• Формирование навыка приема пищи.
• Формирование гигиенических навыков.
• Формирование навыка опрятности.
• Формирование навыка одевания и раздевания.
• Формирование навыка адекватного поведения.
После проведения обучения детей определенным навыкам важно требовать от них самостоятельного выполнения этого умения в процессе режимных моментов в условиях группы и семьи. Практика показывает, что у детей существенно меняется отношение к использованию ложки в процессе еды; к процессу одевания и раздевания; умыванию; у них появляется аккуратность и желание правильно, выполнять определенные действия. Любое стремление ребенка к самостоятельности словесно поощряется: поддерживается похвалой и положительной оценкой в среде сверстников.
Кроме этого в нашем учреждении создана и функционирует тренировочная квартира, организованная с условием максимального погружения подростков в самостоятельные бытовые условия. Она имеет несколько блоков, оборудованных мебелью и бытовой техникой: кухня, спальня, гостиная, санузел. Сначала дети с помощью взрослого учатся готовить, стирать, убирать помещения, ухаживать за мебелью и др. Затем, по мере определенной степени овладения такими навыками, им предоставляется возможность самостоятельно попробовать свои силы. Все это способствует формированию у детей интереса к предметам окружающего быта и домашнего обихода посредством непосредственного участия ребенка такой деятельности, учит детей самостоятельно действовать со знакомыми предметами быта, планировать свои действия.
Хочется отметить, что специально организованное целенаправленное обучение в условиях дома-интерната детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение самостоятельностью помогает детям с умственной отсталостью обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности в будущем составят основу овладения детьми трудовыми действиями, что также немаловажно для социализации особых детей.
Таким образом, работа педагогов по формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых умений и навыков необходима и важна, так как способствует в дальнейшем их социальной адаптации и интеграции в социум.