Пруцких Ирина
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, педагоги, работающие в системе образования.
Публикация «Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Подготовительная группа
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Дошкольники подвержены к разного рода воздействиям. Дети, как, губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития ребенка во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, то есть психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.
На протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений :
– постановка цели и планирование;
– прогнозирование возможных эффектов действий;
– контроль за выполнением действий;
– оценка результатов и их коррекция.
К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т. п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности к обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличие от боязни ошибиться.
Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
При выборе конкретных методических приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания. Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным.
Основные принципы формирования потребности в обучении:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком. В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в дошкольнике стремление развивать мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти счастливой и гармоничной личностью.
Список использованной литературы
1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. В кн. : Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной - М., 1972
2. Виноградова Е. Л. «Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников».// Журнал прикладной психологии № 2 - М. , 2003 г.
3. Виноградова Е. Л. «Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет».// Психологическая наука и образование. № 1 - М. , 2004 г.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956
5. Ганошенко Н. И., Юркевич В. С. О развитии познавательной потребности у дошкольников// Новые исследования в психологии. - 1983. - № 1 (28).
6. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопросы психологии - 1984. № 1
7. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, М. -Л., 1948
8. Котырло В. К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников// Вопросы психологии1991№2
9. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии - 1982 № 4
10. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии. 1982, № 4
11. Обухова Л. Ф. Детская психология: Детская психология. Теория. Факты. Проблемы. - М. 1995