МААМ-картинки

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Пруцких Ирина
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, педагоги, работающие в системе образования.  

Публикация «Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Дошкольники подвержены к разного рода воздействиям. Дети, как, губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития ребенка во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, то есть психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.

На протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений :

– постановка цели и планирование;

прогнозирование возможных эффектов действий;

– контроль за выполнением действий;

– оценка результатов и их коррекция.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т. п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности к обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на  достижение успеха, в отличие от боязни ошибиться.

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.  

При  выборе  конкретных  методических  приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания. Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко  проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным.  

Основные принципы  формирования потребности в обучении:

1. Эмоциональная   вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого 

2. Стимуляция  любознательности ребенка.  В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.). 

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.  

4. Безоценочность.  Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.  

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.   В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в дошкольнике стремление развивать мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти счастливой и гармоничной личностью.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. В кн. : Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной - М., 1972 

2. Виноградова Е. Л. «Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников».// Журнал прикладной психологии № 2  - М. , 2003 г.  

3. Виноградова Е. Л. «Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет».// Психологическая наука и образование. № 1 - М. , 2004 г.  

4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956 

5. Ганошенко Н. И., Юркевич В. С. О развитии познавательной потребности у дошкольников// Новые исследования в психологии. - 1983. - № 1 (28)

6. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопросы психологии - 1984. № 1 

7. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, М. -Л., 1948 

8. Котырло В. К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников// Вопросы психологии1991№2 

9. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии - 1982 № 4 

10. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии. 1982, № 4 

11. Обухова Л. Ф. Детская психология: Детская психология. Теория. Факты. Проблемы. - М. 1995 

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Подготовка детей к школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Предполагается, что грамотная подготовка ребенка к.

Презентация для детей «Хорошие манеры» Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. (А. Н. Леонтьев). Я работаю с детьми с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 13:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД