МААМ-картинки

Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме «Кошки»

Летяева Ольга
Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме «Кошки»

“Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста”

на тему:

Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме “ Кошки””

Выполнила:

Летяева Ольга Леонидовна,

воспитатель,

МБОУ лицей “Технический”

дошкольные группы,

г. о. Самары

Самара, 2018г

Конспект занятия-исследования с детьми младшего

Публикация «Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме „Кошки“» размещена в разделах

дошкольного возраста по теме “ Кошки”

(I этап)

Структура занятия.

1. Выбор тем.

2. Составление плана исследования.

3. Сбор материала (сбор имперических данных).

4. Обобщение полученных сведений.

5. Доклад-презентация.

Ход занятия.

Педагог созывает детей и объявляет, что сегодня они будут учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Педагог выбирает помощника (любителя кошек; ребенок посещает выставки кошек и т. д).

Предлагает детям рассмотреть заготовленные карточки с различными изображениями - это и есть темы будущих исследований. Затем способствует включению детей в обсуждение по поводу выбора темы. При этом акцентрирует внимание детей на то, что выбирать надо что-то особенно привлекательное.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети останавливают свой выбор на теме “ Кошки”.

Выбранную карточку (с изображением кошки) они кладут на середину стола, а остальные аналогичные карточки (с “темами исследований”) убирают.

Педагог подводит новоиспеченных исследователей к тому, что их задача - получить (раздобыть) как можно больше новых сведений о кошке и подготовить о животном сообщение, т. е. небольшой доклад.

Педагог объясняет, что для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. А как это можно сделать? Из каких источников мы можем узнать что-то новое окошке?

- Что мы должны сделать сначала? Как вы думаете, с чего начинает исследование настоящий ученый?

В ходе обсуждения дети называют основные методы: “прочитать в книге”, “посмотреть по телевизору”, и др.

После того как кто-то из детей сказал о том, что новое можно узнать из книг, перед детьми кладется карточка с изображением этого метода исследования.

- Где еще мы можем добыть информацию о кошке? (Возможна помощь педагога)

Постепенно выстраивается цепочка методов исследования.

Те методы, которые остались не названными детьми, подсказывает педагог. Рассказывает о том, что существует много способов добычи информации - “методов исследования- и дополняет ответы детей: “подумать самостоятельно”, “спросить у другого человека”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”. (Карточки с обозначениями методов исследования раскладываются на столе в произвольном порядке).

- С чего начнем наше исследование? А что будем делать во вторую очередь; третью? далее?

И так выстраивается линия из карточек-методов: “подумать самостоя-тельно”, “спросить у другого человека”, “посмотреть в книгах”, “посмотреть по телевизору”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”.

Информацию, которые дети добывают, можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать.

Педагог предлагает детям способ фиксации получаемых сведений: на маленьких листочках бумаги (они готовятся педагогом заранее) - ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки: рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения или специальные, изобретенные “на ходу” знаки и различные символы, которые помогут детям условно запомнить и скопить новую информацию о кошке.

- Напомнить детям, что первый из выделенных нами методов - “подумать самостоятельно”.

Подумав, дети делают вывод, что наше исследуемое животное (кошка) - “домашнее животное”. Для того чтобы эту идею зафиксировать (запомнить, рисуют на листочке изображения домика, человечка (в виде двух кружочков, дорисовав ручки и ножки - черточками) и кошки (кружочек, треугольные ушки и усики).

“Дом” и “человечек” будут служить напоминанием о том, что кошка живет в домашних условиях.

Следующая идея – “кошки бывают большие и маленькие”.

Дети отмечают и эту информацию на листочках. Рисуют два кружочка: один-большой, другой-маленький. К каждому пририсовывают треугольники-ушки и дорисовывают усики.

Затем, подумав, дети отмечают, что шерстка у кошки бывает разного цвета. Рисуют на другом листочке несколько кружочков один из них закрашивают, закрепляя для себя идею “о разноцветии кошек”.

Далее исследователи пришли к мысли, что кошки могут быть большими друзьями людей. Рисуют маленького человечка с большой улыбкой, а рядом с ним кошку.

“Спросить у другого человека” - следующий метод исследования и пункт нашего плана.

Педагог говорит о том, что вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Предлагает детям задать вопрос “умному человеку” - помощнику.

Дети получают информацию о том, что кошки очень выносливые (ведь некоторые кошки живут на улице, осторожные животные (их можно назвать вертолётами). Благодаря своему изворотливому хвостику, при падении с высоты, кошки всегда приземляются на лапки.

Поступившие идеи сразу зарисовываются в соответствующие им схематические изображения: например, кружок, к нему подрисовывается яркая волнистая линия - хвостик.

“Наблюдение и эксперимент”. Далее предлагается погладить кошку, понаблюдав, дети говорят о том, что видят (кошке нравится, когда её гладят – ласковое животное). В ходе наблюдений изучают особенности поведения кошки (мурлычит от удовольствия, ластится).

Далее проводят эксперименты: боится ли кошка громких звуков и резких движений (дети хлопнули в ладоши – кошка испугалась, возможно убежала или зашипела). Все это фиксируется на листочках (кружочек с улыбкой, кружочек с грустинкой); чем она питается и какую еду особенно любит; ест ли она что-то необычное (дети рассказывают о своих питомцах и их необычных увлечениях едой); можно ли его обучить чему-либо?

«Узнать из книг». Ограничиваются просмотром иллюстраций и с помощью взрослого - того, кто может прочитать. Затем дети раскладывают на столе свои пиктограммы так, чтобы их видели все. Начинают смотреть и обсуждать, что интересного узнали, что нового могут рассказать другим по результатам проведенного исследования.

В процессе обсуждения они раскладывают пиктограммы в определенной последовательности: слева, на первом месте, — пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте.

Выбранный в начале занятия “доброволец-исследователь”, сверяясь с записями-пиктограммами, делает “доклад”. Начиная с определения основных понятий, говорит, кто такая кошка; рассказывает, где она живет и чем питается; затем продолжает свое повествование, опираясь на собранный материал (помощь воспитателя не возбраняется).

После выступления докладчика устраивается его обсуждение.

Символические изображения полученной информации детьми о кошке на пиктограммах.

1. Пиктограмма отображает кошку, как домашнее животное (домик, символический человечек, кружочек - мордочка кошки).

2. Пиктограмма символизирует кошек разных по размеру (два кружочка-мордочки, разных по размеру).

3. Пиктограмма подчеркивает разноцветие кошек (два кружочка-мордочки, один из них закрашен).

4. Пиктограмма изображает дружелюбие между человеком и кошкой (символическое изображение человечка С УЛЫБКОЙ, мордочка кошки С УЛЫБКОЙ).

5. Пиктограмма подсказывает об особенности кошачьего хвостика - вертолетика (символическое изображение дерева - елочки, вид котика сзади - два кружочка и ЯВНО ВЫРАЖЕННЫЙ волнистый хвостик котика).

6. Пиктограмма поможет детям вспомнить особенности поведения кошки - реагировании на звуки (мордочка кошки с ЧЕЛОЧКОЙ и УЛЫБКОЙ, мордочка кошки с шерстью ДЫБОМ и ГРУСТИНКОЙ).

Материалы и оборудование.

1. Животное в натуре.

2. Карточки с разными изображениями (темы).

3. Карточки с изображениями методов исследования.

4. Листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.

5. Книги с иллюстрациями по данной тематике.

6. Блюдечко с молочком.

7. Соленый огурец.

8. Стол.

Публикации по теме:

Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста Статья Тема: «Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.» Выполнила:.

Организация взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста по цветовосприятию Методическая разработка по теме «Организация взаимодействие с родителями детей младшего дошкольного возраста по цвета восприятию» Составитель:.

Дидактическая игра «Кошки-мышки» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кошки – мышки». Физическое воспитание. Дидактическая задача. Учить детей подражать легкому бегу мышки; ходить, высоко.

Консультация «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке» Консультация по теме «Организация наблюдений и опытов с детьми младшего дошкольного возраста на учебно-опытном участке» Создание на учебно-опытном.

Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Организация игровой деятельности детей в течение дня зависит от календарного плана на неделю. Педагог выбирает и проводит наиболее соответствующие.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летомОрганизация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего.

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Видео . Показ видео по организации совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Как привлекает воспитатель внимание детей в.

Проект с воспитанниками младшего возраста «Деревья» Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, краткосрочный. Срок реализации проекта: апрель 2018 Участники проекта: воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация учебного исследования с воспитанниками младшего дошкольного возраста по теме «Кошки»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 20:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД