МААМ-картинки

Исследовательская работа «Сохранение здоровья ребенка в традициях хакасского народа»

Ксения Толкачева
Исследовательская работа «Сохранение здоровья ребенка в традициях хакасского народа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Ласточка»

Исследовательская работа

«Сохранение здоровья ребенка в традициях хакасского народа»

Выполнила:

Тохтобина Милена, 6 лет,

подготовительная группа

Руководитель:

Толкачева Ксения Владимировна,

педагог – психолог

р. п. Усть – Абакан, 2019

Содержание

Введение….3

Публикация «Исследовательская работа „Сохранение здоровья ребенка в традициях хакасского народа“» размещена в разделах

1. Обычаи и традиции рождения и воспитания детей в хакасской семье…. 4

2. Система питания детей у хакасов…6

3. Физическое развитие детей в хакасской семье…. 7

Заключение…. 9

Список литературы….10

Введение

Материнство и детство являются особой частью жизни человеческого социума. С одной стороны, это обусловлено социальными причинами, с другой, - мировоззренческо-религиозными. Рождение ребенка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа.

Народные традиции и обряды обладают великой силой воздействия на личность. Здесь сама жизнь - школа воспитания, а традиции и обычаи - средства достижения цели. Дети, включенные в систему таких обычаев, воспитываются естественно и просто.

В семье человек рождается, живет, воспитывается. Поэтому важнейшим фактором преемственности поколений является семья. Мать и отец становятся первыми самыми добрыми учителями. Именно в семье реализуются внутрисемейные взаимоотношения, определяются воспитательные функции отца и матери, создаются условия для позитивного влияния на детей. Эти и другие особенности семьи и семейного воспитания всегда были в центре внимания народа. От поддержки семьи во многом зависит успех в начинаниях.

Основа воспитания закладывается в семье. Именно в семьях дети приобретают первые знания о жизни, о людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. В семье ребенок черпает первые познания о сложном окружающем мире.

Рождение и воспитание хакасского ребенка проходило под влиянием национальных устоев и традиций выработанных еще в древности. Многие приемы и методы этнопедагогики, несмотря на различные суеверные запреты и магические заклинания, имели рациональную основу. Важные этапы в развитии ребенка - получение имени, приобретении колыбели, первая одежда, первые самостоятельные шаги отмечались древними ритуалами, имевшими аналоги среди других тюркских народов Южной Сибири.

Важное место в традициях и обычаях хакасами отводилось сохранению жизни и здоровья детей. Здоровая семья – основа прочности любого общества. Здоровый ребенок – основа здоровой нации.

Объектом моего исследования являются традиции и обычаи хакасского народа.

Цель моей работы – изучение влияния традиций и обычаев хакасского народа на здоровьесбережение детей.

Задачи исследования :

1. Дать представление об обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей.

2. Выявить влияние традиционной системы питания хакасов на здоровьесбережение детей.

3. Выявить влияние уклада хакасской семьи на физическое развитие детей.

1. Обычаи и традиции рождения и воспитания детей

в хакасской семье

Рождение ребенка было радостным событием не только для семьи, но и для рода. Поэтому из этого события не делали тайну, хотя говорить открыто о рождении нового человека остерегались, считая, что эту новость могут услышать не только человек, но и айналар (злые духи).

Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту, чтобы будущее потомство было крепким и здоровым.

С началом беременности возрастало зависимость будущей матери от окружающего ее пространства. Женщина, ожидающая ребенка, пользовалась своеобразной заботой, выраженной специальными запретами. Будущим матерям запрещалось перешагивать через аркан или веревку, присутствовать на похоронах и поминках, стоять в дверях и т. д. Беременной женщине, по обычаю, нельзя ни в чем отказывать. Если у людей не было желаемой ею вещи, то давали что-нибудь другое взамен. Будущей матери запрещалось есть одной. Если она вынуждена садиться одна, то обязана была вместе с собой покормить собаку или кошку.

Рождение ребенка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа.

Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Умай, живущей в верхнем мире. Хакасы представляли ее полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы.

В народном представлении зарождение ребенка происходит в печени, там, где сосредотачиваются эмоциональные чувства - радость, печаль. Душа еще неродившегося ребенка и младенца считалась весьма ранимой. Когда приходило время рожать, муж опускал в юрту через дымоход березу. Береза становилась опорой «алтын теек» для роженицы, которая рожала, стоя на коленях, опираясь на березовый шест. Помощь при родах оказывала акушерка «инейджи». После рождения ребенка обмывали теплой подсоленной водой с молоком. После каждого купания младенца смазывали сметаной, чтобы тело было крепким. В семье совершали обряды сохранения здоровья матери и ребенка. После того, как окрепнут ребенок и его мать, обычно месяца через три, проводили именины «пала тойы». Как только ребенок сделал свои первые шаги, то совершали обряд «разрезания пут». Поручалось это совершать бабушке. Обряд утверждения – день рождения после того, как ребенку исполнится год, можно близким родственникам посмотреть на ребенка. У хакасов в течение года матери нельзя ходить с ребенком по гостям, а также нельзя показывать чужому глазу. Трехлетний возраст ребенка представлял собой новый качественный рубеж: к этому периоду заканчивался опасный период становления, и начинался отсчет нового периода.

В традиционном мировоззрении считалось, что до трехлетнего возраста дети находятся в пограничном состоянии между тем миром, откуда пришла их душа, и миром людей. В связи с этим необходимо было соблюдать систему мер и предосторожностей по защите здоровья ребенка. В первую очередь, ребенка защищала сама мать, ангел-хранитель, колыбель, обереги (рис. Тёсь – оберег ребенка). Одной из мер предосторожности являлось наречение ребенка «плохим» именем, чтобы нечистая сила не проявила интерес к ребенку.

В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Родители не кричат на детей, не отдергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны.

Впервые ребенку стригли волосы, когда ему было не меньше года, считалось, что до этого возраста нельзя прикасаться к волосам ребенка острыми предметами. Первые состриженные (их нельзя было выбрасывать) волосы мать хранила в особом месте зашитыми в мешочек. Показывать эти предметы посторонним людям было нельзя, но мать могла показывать их детям.

Колыбель как особый вид жилища ребенка тоже охранялась различными амулетами. Для мальчика к колыбели прикрепляли модель лука со стрелой (охча). Это считалось символом богини Умай, которая при возникновении опасности для ребенка со стороны злых духов могла отправить стрелу в их сторону, отпугнув их этим.

Если ребенок покидал колыбель на какое-то время, мать на его место клала нож (для мальчика) или ножницы (для девочки). Считалось, что тогда злые духи не смогут занять место ребенка. Иногда вместо ребенка в колыбель клали полено. Хакасы полагали, что злые духи не смогут преодолеть подобную преграду, если правильно выбрано дерево. Это была черемуха, которая считалась у хакасов деревом, обладающим очищающей силой. Сразу после изготовления колыбели ребенка в нее не помещали. По представлениям хакасов, «жилище» для ребенка сначала нужно обжить. Обряд обживания символизировался помещением на некоторое время в колыбель щенка или кошки. После раскачивания люльки, обычно до трех раз, щенка вываливали из нее, и только после этого колыбель считалась чистой, освященной, обжитой, охраняемой богиней Умай, в нее укладывали ребенка. От злых сил колыбель очищали богородской травой (ею окуривали колыбель и пространство вокруг нее) и обмахиванием штанами отца. После этого совершался обряд кормления Умай, приманивания ее в колыбель. Для этого колыбель обмазывали маслом, сметаной или ритуальной кашей потхе.

Сама колыбель тоже считалась оберегом. В том случае, когда все дети, выросшие в колыбели, были здоровы, если семья была многодетна, тогда ее передавали другим членам семьи, у которых появлялись дети. Такая колыбель гарантировала сохранение жизни и здоровья ребенка. Строго индивидуальными были лишь амулеты, которые считались собственностью ребенка. Когда ребенок покидал колыбель, все пуговицы, раковины каури, монетки и бусины собирали на прочную нитку и в виде браслета одевали на руку ребенка. Если ребенок часто болел или умирал, то его колыбель уносили подальше от жилища и оставляли там или сжигали и изготавливали новую колыбель.

Таким образом, мы можем видеть, что рядом с ребенком не присутствовало ни одной вещи, которая не обладала бы способностью охранять, защищать жизненность ребенка. Волосы, пуповина, послед, отделенные от тела, сохраняли тем не менее связь с его жизненной силой (кун, если с ними были совершены необходимые обряды. Колыбель была изготовлена из дерева, которое считалось чистым и являлось преградой для сил, настроенных враждебно к ребенку. Кроме этого, колыбель дополнялась оберегами, задачей которых было, с одной стороны, не дать злым духам проникнуть в колыбель (нож, ножницы, ветка черемухи, а с другой — привлечь и удержать в колыбели покровительницу детей богиню Умай (модели «лук-стрела», «веретено», раковины каури, бусины и т. д.). За пределами дома, где ребенок был недостаточно защищен, его охраняли собственное имя и амулеты, а также знак на лице ребенка, нанесенный угольком, взятым из домашнего очага. Все перечисленные выше меры предосторожности тщательно соблюдались в отношении детей от младенчества до 7 - 10-летнего возраста. Видимо, хакасы считали, что с возрастом жизненная сила ребенка укрепляется и меньше подвержена воздействию со стороны потусторонних сил.

2. Система питания детей у хакасов

Здоровью способствовала и традиционная система питания хакасов, которая была тщательно сбалансирована мясным, молочным и растительным рационом. Только что родившегося ребенка мать сразу прикладывала к груди, и впоследствии кормила его так часто, как он того требовал. Перед первым кормлением младенцу трижды смазывали рот и язычок жиром, что символизировало кормление богини Умай. Только после этого ритуала младенец получал грудь матери. В случае отказа ребенка взять грудь первое сцеженное молоко отдавалось собаке, после чего ребенка вновь прикладывали к груди. Роженице предписывалось покормить огонь, она должна была бросить в очаг немного сала, сметаны или масла. Это означало знакомство, примирение духа огня с появлением в юрте нового человека, а также являлось гарантией защиты здоровья ребенка и матери.

Детей начинали прикармливать с раннего возраста, иногда даже со следующей недели после рождения. Варили кусок курдючного сала (хой хузург, т. е. «овечий курдюк», и давали ребенку сосать его, насадив предварительно на достаточно длинную, гладко обструганную палочку (чтобы не проглотил). Подобную соску ребенок мог сосать в течение недели. Считалось, что сало смягчает сердце ребенка и не позволяет ему зачерстветь; впоследствии он будет ласковым и добрым человеком.

В рационе хакасов всегда было обилие мясной, молочной и растительной пищи. Хотя хакасы и были крещены, но, как правило, постов не соблюдали.

Из молока делали множество продуктов и блюд, но сырым его почти никогда не употребляли, давали его только детям. Им не давали кипяченое молоко, считая, что оно вредно для желудка.

Особым детским лакомством считались специально приготовленные шарики из жареных зерен конопли и толгана. Их заготавливали для детей впрок, на зиму.

Когда ребенок мог самостоятельно держать ложку и сидеть за столом, он получал место вместе с остальными детьми за специальным детским столом. И тогда уже он ел ту же пищу, что и взрослые. Во время еды старшие, родители следили за тем, чтобы дети вели себя скромно и с достоинством. Правила поведения за столом прививались детям только во время приема пищи. Запрещалось торопиться, разговаривать, дуть на горячую пищу, остужая ее, издавать посторонние звуки при глотании пищи. После себя на столе нельзя было оставлять крошки, кусочки пищи и т. д., все заставляли подобрать и съесть, в противном случае считалось, что ребенок крошками оставляет свое счастье. Нельзя было капать на стол, за это даже могли прогнать из-за стола. Во время еды старший мужчина, сидящий за столом, обязательно наделял всех кусками мяса, для детей выбирались самые крупные и хорошие куски.

После приема пищи дети должны были обязательно сказать: «Чiбалдым, алгыс» («Я поел, спасибо», и им запрещалось прыгать, бегать и т. д.

Если ребенок неожиданно просил есть, ему не отказывали, мать давала немного пищи, но обязательно сажала за стол, на улицу с едой ребенка не отпускали.

Таким образом, можно видеть, что специально разработанного детского рациона питания у хакасов не наблюдается. С младенческого возраста ребенок включался в традиционную систему питания, основанную на продуктах скотоводства (молочная, мясная, растениеводства и собирательства, где определенный вес занимали дикорастущие клубни, злаки и др. Адаптирование ребенка к традиционным видам пищи начиналось уже в грудном возрасте («соска» -- курдючный жир, кусок толстой кишки, и процесс освоения проходил в достаточно короткие сроки. Все виды традиционных блюд для ребенка не были запретными.

3. Физическое воспитание

Хакасы уделяли большое внимание физическому развитию и заботе о здоровье ребенка. С детства учили детей ездить на лошадях, стрелять из лука, пасти скот, косить сено, ходить вместе со взрослыми на охоту. Воспитательное значение спорта велико, он закаляет характер, учит преодолевать трудности. Народные игры и состязания являются составной частью общей культуры народа. Оно было направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого молодого поколения - продолжателя рода. Хакасский народ издревле упорно и много трудился, занимался, прежде всего, промысловым хозяйством (охота, рыбная ловля, скотоводством и земледелием. Напряженный труд требовал крепкого здоровья, выносливости, физической подготовки.

Спортивные соревнования были составной частью народных праздников. Наряду с выступлениями самодеятельных артистов, плясками и гулянием, в их программу обычно включались разнообразные игры и состязания: стрельба из лука, конные скачки, поднятие тяжестей, гиревой спорт и борьба. Роль спортивных состязаний в традиционном обществе была довольно значимой, и интерес к ним в прошлом была ничуть не меньше, чем на сегодня. Цели проведения спортивных состязаний были разнообразными. Во-первых, это определение того, кто является наиболее сильным, ловким, смелым, быстрым, не только среди отдельных личностей, но и среди родов и отдельных фамилий. Во-вторых, общественная значимость - почти всегда спортивные состязания были приурочены к календарным и религиозным праздникам. В-третьих, досуг, отдых от будней, поэтому в них принимали участие все. В-четвертых, передача традиций и обычаев от старшего поколения младшему. В-пятых, сакральная составляющая - связь с высшими силами. Наиболее важная часть - воспитание духа победителей.

Заключение

Главной направленностью семьи, семейно-родственного коллектива была трансляция ребенку уже с младенческого возраста традиций. Социализация детей осуществлялась усилиями и всей аальной общины, которая, по мере взросления ребенка, включала его в различные формы трудовой и ритуальной деятельности. Одновременно с этим становление, взросление ребенка происходило и на уровне общества сверстников, братьев и сестер, с которыми совместно выполнялись те или иные виды работ, игры.

У хакасов существовала подробно разработанная система оберегов - предметов, знаков, действий, слов, звуков и т. д., которые предохраняли человека, его дом, скот от вредоносного действия злых сил. К ним относятся как многочисленные амулеты (т. е. обереги, которые носят на теле, так и предметы, связанные со сферой хозяйственной деятельности человека (нож, ножницы, колыбель, одежда, домашние животные (животное, которое «обживало» колыбель, священное животное рода, охранительные имена, определенные нормы поведения (поведение беременной женщины, молодой матери и др., психологические запреты, запреты в системе питания.

Обычаи и обряды хакасов, связанные с рождением ребенка, были направлены прежде всего на обеспечение здоровья ребенка, на его благополучие в дальнейшей жизни. Некоторые обряды, особенно связанные с последом и пуповиной, должны были обеспечить в дальнейшем рождение следующих детей.

Список литературы

1. Бутанаев В. Е. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири : Сб. / Сост. И. С. Кон. Л., 1988.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов : пособие для учителей. - Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 1996.

3. Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб., 2000. - 160 с.

4. Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII XIX вв.) 2012

5. Интернет – ресурсы:

https://www.bibliofond.ru

www.nhkm.ru

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Сохранение здоровья ребенка в традициях хакасского народа»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 06:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД