Елена Спиричева
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Сокольское — жемчужина России»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности :
игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цели:
• расширять и обогащать знание детей о родном крае, формировать интерес к его прошлому и настоящему;
• познакомить с историей возникновения поселка и его названия;
• воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине; активизировать словарь (веретено, челны, кочевали);
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Сокольское — жемчужина России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• упражнять в образовании однокоренных слов : сокол - «соколки» - Сокольское – сокольчане, земля - земляки;
• закреплять знания о символическом значении цветов на гербе Сокольского района; учить детей задумывать содержание своего рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения;
• закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами;
• развивать фантазию, творческую активность.
Планируемые результаты: может рассказать об истории возникновения своего поселка и его названия; умеет поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения; эмоционально откликается на стихи В. Осиной о своей малой Родины; интересуется изобразительной деятельностью (рисование на тему «Сокольское - как все начиналось»).
Материалы и оборудование: посылка, веретено, иллюстрации с изображением леса и реки, птицы сокола, герб Сокольского района, листы бумаги, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисточки.
Содержание организованной деятельности детей.
1 . Вводное слово воспитателя:
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- Как зовут жителей России?
- Россияне.
- Все мы с вами россияне, родились и живем в прекрасной и большой стране Россия. Россия - наша большая Родина. Но у каждого человека есть малая Родина. Это место, где он родился: город, поселок, деревня.
- Как называется наша малая Родина?
- Поселок Сокольское.
- А как называют жителей поселка?
- Сокольчане.
- Все мы родились на сокольской родной земле, значит мы еще и земляки.
- Послушайте, как красиво звучит название нашего поселка Сокольское. Что вы представляете когда слышите это название, ( ответы детей: свой дом, Волгу, красивые улицы…)
- Вот какое красивое стихотворение написала наша землячка Валентина Осина.
Воспитатель читает стихотворение В. Осиной «Тихое Сокольское» :
Тихое Сокольское,
Детство с песней маминой,
Хоровод березовый,
Шёпот тополей.
Все мне близко, дорого
На моей окраине,
Места нет прекраснее,
Улиц нет светлей…
Доброе Сокольское,
В Волге рыба ловится,
И уха рыбацкая
У костра вкусна.
Где б ни находилась я,
Сердце беспокоится,
Как живет негромкая
Наша сторона.
Милое Сокольское,
Край ты мой рябиновый,
Песней петушиною,
ты меня пленишь.
Русские обычаи
И сказанья дивные
Ты в светелках солнечных
Бережно хранишь.
- Кто знает: почему наш поселок назвали Сокольское? Как он появился?
- Никто не знает? Хотите узнать?
2. Введение игрового момента.
(стук в дверь «входит» Аленка с посылкой).
- Здравствуй Аленка, проходи к нам в гости!
- Что это у тебя?
- Ребята, Аленка сказала, что получила сегодня от бабушки Клавы посылку. Интересно, что в ней? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое посылки. Показывает веретено)
- Что это за предмет?
- Это веретено. Прясть пряжу.
- Как вы думаете это старинная вещь или современная? (Рассуждения детей)
- А здесь еще иллюстрации. Что на нах изображено? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, для чего их нам прислала бабушка Клава?
- А вот мы с Аленкой догадались. Бабушка Клава хочет отправить нас в прошлое нашего родного Сокольского края.
- Хотите попасть в прошлое?
- А поможет нам в этом волшебное веретено. Усаживаетесь поудобнее, сейчас я раскручу веретено, а Аленка скажет волшебные слова:
«Веретено кручу
В прошлое попасть хочу».
3. Беседа об истории возникновения поселка и его названия.
- Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.
Давным –давно, когда Волга была не такой широкой и могучей, как сейчас, а была узкой речкой с высоким левым берегом, окруженным со всех сторон густыми дубовыми лессами, кочевали (проходили) здесь неоседлые племена. Понравилось им это место и остались они здесь на постоянно жительство. Застучали в роще топоры, появились первые избы.
Долго ли, коротко ли, выросла деревня, а в середине XIX века деревня стала селом.
-Ребята, а как вы думаете, почему понравилось кочевникам это место? ( Ответы детей: есть и река, и лес; в лесу много дичи, грибов, ягод, есть из чего строить жилище; по реке можно добрать до других мест, в ней есть рыба)
-Вот так ребята и родился наш поселок в лесу на берегу великой реки Волги.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. О. Осиной «Моим землякам» :
Стоит наш поселок на Волге - реке,
Где галька блестит в золотистом песке,
Где машет береза зеленой рукой
И чайки парят над волной голубой.
-А чтобы узнать, откуда пошло название нашего поселка, снова отправимся в прошлое.
Воспитатель крутит веретено со словами:
«Веретено кручу,
В прошлое попасть хочу»
Люди, которые здесь поселились, были очень трудолюбивы. Не расставались мужики с топорами, рубили дома, разные постройки, а потом стали мастерить они челны - небольшие быстроходные лодочки. И себе мастерили и продавали. Украшали их замысловатой резьбой, росписью. За легкость и красоту народ назвал их «соколами», «соколками». От этого, может быть, и деревушка стала именоваться Сокольское.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Осиной «Здравствуй, Волга- река» :
Когда-то с зарей поднимались
Здесь люди - мои земляки,
Работать на совесть старались,
Живя возле этой реки.
И Волга, довольная ими,
Дарила свою благодать.
Кормила их рыбою или
Челны помогала строгать.
Соколики были. То слово
В историю края вошло,
В названье поселка основой,
Лучом предрассветным легло.
Гордимся, что мы, соколята,
Простой, хлебосольный народ.
Друг друга поддержим, как брата,
И Волга все это поймет.
-А есть еще и другая версия.
Говорят, это Минин и Пожарский дали нашим местам имя.
( Воспитатель крутит веретено со словами: "Веретено кручу. В прошлое попасть хочу")
Давным - давно, во время народного ополчения проходили Минин и Пожарский со своим войском мимо наших мест. Увидели они на левом берегу Волги в непроходимых лесах много красивых птиц соколов. Вот в честь этих птиц и назвали они эти края - Сокольское.
(Показ иллюстраций с изображением птиц соколов).
-Конечно, теперь наш поселок не сравнить с той деревушкой. Он стал большой, красивый, современный. И сейчас в нем живет много мастеров и умельцев своего дела. А еще до сих пор Сокольский район славится своими лесами из сосны, ели, березы. Особую ценность составляют обитающие в них медведи, лисы, глухари.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. О. Осиной «На Волге» :
Поселок наш на Волгу
Доверчиво глядит.
Живет народ в нем добрый,
Простой, душой открыт.
У волжского причала,
Где стрелы кранов вверх,
Берет свое начало
Большая судоверфь.
Богат наш край грибами
И ягодой лесной.
Бывает, что с медведем
Встречаешься порой.
Народ здесь любит песню,
И вечером простой
Звучит напев чудесный
Над Волгою - рекой.
4. Подвижная игра «Соколы и птицелов».
Играющие – «соколы» - летают по комнате и напевают:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птицы весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет.
«Птицелов» сидит на стуле и слушает их песню. По окончанию песни «сокола» говорит: «птицелов встанет, сокола поймает». С последними словами он встает и ловит соколов. Пойманный играющий становится «птицеловом». Игра повторяется.
Правила игры: соколам следует летать по всей комнате.
5. Герб Сокольского района.
Воспитатель показывает детям герб Сокольского района.
-Ребята, что это? (герб Сокольского)
-Посмотрите, он отражает все богатство и историю нашего края.
-Что символизирует голубой цвет?
(Голубой цвет символизирует большое количество рек и самую главную реку Волгу, по которой плывет известная теперь вам лодка «сокол»).
-Что обозначает зеленый цвет?
(Зеленый цвет - эта леса, в которых до сих пор водятся медведи.)
Красив и богат наш край! Не зря его называют жемчужиной России.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. О. Осиной «Сокольский край» :
Сокольский край-для сердца рай,
Ты- жемчужина милой России.
Цвети, мой край, живи и знай,
Что на свете ты самый красивый.
- Скажите, а что вы представляете теперь, когда слышите название поселка Сокольское? ( ответы детей: красивых птиц соколов, быстрые лодочки «соколки», густые леса)
- Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое с волшебным веретеном?
- Что мы скажем бабушке Клаве за такую замечательную посылку?
- А вот Аленка предлагает зарисовать услышанные сегодня истории о нашей малой Родине и послать бабушке Клаве рисунки.
Вот она будет рада!
И еще можно оформить выставку для пап и мам. Тогда и они узнают, как родился наш поселок и почему его так назвали. Согласны?
6. Практическая работа - рисование по теме.
- Расскажите, что бы вы хотели нарисовать?
- Какой для этого нужен материал? (бумага, карандаши, восковые мелки, акварель, фломастеры).
- Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображение на нем? Что можно изобразить?
Дети самостоятельно изображают задуманное.
7. Рефлексия.
- О чем вы сегодня узнали?
- Что вы можете рассказать о прошлом поселка папам и мамам.
- Что мы рисовали?
Литература:
1. Публикации в районной газете «Сельская новь».
2. В. Осина «Там, где Волга ведет разговор», Н. Н., «Бикар», 2011г.