Светлана Якушева
Составление описательных и творческих рассказов по картине «Зимний день» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области»
Конспект образовательной деятельности
в старшей группе.
Тема: «Составление описательных и творческих рассказов по картине
«Зимний день» с детьми старшего дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида №1
г. Шебекино Белгородской области»
Якушева Светлана Алексеевна.
Публикация «Составление описательных и творческих рассказов по картине „Зимний день“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Характеристика НОД: комплексная, сюжетно-игровая.
Сферы базового компонента: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Познание», «Музыка», «Физическая культура».
Линии развития по базовой программе: «Познавательно-речевая», «Художественно-эстетическая».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о времени года - «Зима».
Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлять описательные и творческие рассказы по картине, отрабатывать с ними мыслительные операции по анализу картины, как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.
Формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчиненной мыслью.
Активизировать, обогащать словарь детей словами-определениями: морозная, снежная, вьюжная, холодная, трескучий, пушистый, сверкающий.
Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту зимней природы через живопись, музыку, поэзию.
Развивающие:
Развивать воображение, умение представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, фантазировать на основе предлагаемых восприятий запахов, представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего.
Воспитательные:
Воспитывать у детей выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.
Развивающая среда: предметные картинки на тему : «Зима», картина «Зимний день», игрушки-гномы, шкатулка, снежинки по количеству детей, круг, разбитый на 4 сектора: красный, белый, зеленый, синий, звукозапись П. Чайковского «Времена года».
Словарная работа: трескучий, вьюжная, сверкающий, морозная, чудесная, снежная.
Методы и приемы: словесный (беседа, пояснения, вопросы к детям, ответы, включение проблемной ситуации); игровой; наглядностей (рассматривание картины); музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, разучивание стихотворений, рассматривание картин о зиме, экскурсии, рисование снежинок.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на круг, разбитый на 4 сектора: белый, синий, красный, зеленый, на котором лежат звездочки разного цвета с вопросами. Дети по очереди показывают на звездочку, воспитатель читает вопрос.
В-ль: Сегодня у нас в группе произошло чудо. В гостях побывали волшебники-гномы и приготовили нам игру с сюрпризом. А узнать, что это за сюрприз, сможем лишь тогда, когда с помощью стрелки выполним все задания. Вы готовы? Игра начинается. (Дети поворачивают стрелку и отвечают на вопросы по секторам, по 4 вопроса на каждый сектор).
Вопросы к игре:
Синий сектор:
1. Кто меняет шубу 2 раза в год?
2. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая?
3. Чем питается медведь, когда спит в берлоге?
4. Что общего у ежа и медведя?
Красный сектор:
1. Какая птица зимой выводит птенцов?
2. Птица, которая любит барабанить?
3. Для чего птице хвост?
4. Какие запасы делает синица?
Зеленый сектор:
1. Растет ли дерево зимой?
2. Кто любит семена еловых шишек?
3. Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются?
4. Почему зимой надо сбивать снег с деревьев?
Белый сектор:
1. Что бывает зимой в снежную, ветреную погоду?
2. Сколько лучиков у снежинок?
3. Кто рисует узоры на стекле?
4. Почему снег скрипит под ногами?
В-ль: Задания мы все выполнили. Теперь можем узнать, что за сюрприз приготовили нам волшебники-гномы. (Открывает шкатулку, в ней находятся картинки на тему «Зима».
В-ль: Волшебники картинки положили в свою чудесную шкатулку. Ну-ка, Варя, загляни и картинку назови. ( Дети по очереди называют: девочка. мальчик в зимней одежде, санки, коньки, дерево в снегу, снегоуборочная машина, сугроб, снеговик, синица, снегирь, кормушка, ёлка и т. д.)
В-ль: Ребята, как мы с вами можем использовать эти картинки?
Дети: Давайте из этих картинок создадим одну большую картину. (На магнитной доске выкладываем из маленьких картинок одну большую).
В-ль: Картина получилась у нас необычная, странная. Я знаю, чьи это проделки. Это проделки гнома Деление. Он разделил картину так, что мы можем видеть только один предмет или один живой объект. Дети, что или кого вы видите?
Дети: Я вижу елку, я вижу девочку, я вижу снегоуборочную машину и т. д.
В-ль: Ребята, я знаю, кто нам может помочь. Это гном Объединение. Он просит вас подумать и сказать, что с чем или кем можно объединить и почему?
Дети: Я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом. Я объединю дерево с птицей, потому что птичка сидит на ветке дерева. Я объединю девочку и коньки, потому что девочка катается на коньках и т. д.
В-ль: Молодцы, ребята. Все предметы и живые объекты вы связали друг с другом и теперь мы можем обратится к гному Объединение.
Дети: Гном Объединение, чудо соверши,
Красивую картину нам ты покажи.
(Дети закрывают глаза, воспитатель выставляет картину «Зимний день».
В-ль: Вот какая красивая картина у нас получилась! Придумайте ей название.
Дети: «Зима», «Зимние забавы», «Зимний день».
В-ль: Давайте назовем картину «Зимний день». Ребята, третий волшебник-гном, которого зовут Превращение, предлагает вам поиграть. Вы станете отставайками. Посмотрите на картину и скажите, отставайки, что было до того, как выпал снег?
Дети: Была осень, шли холодные моросящие дожди, птицы собирались в стаи и улетали на юг, листья опадали и т. д.
В-ль: А теперь вас волшебник превратит в забегаек. Скажите ему, что же будет потом?
Дети: Наступит вечер, зажгутся огоньки на елке, мамы позовут детей домой, машины уедут в гараж и т. д.
В-ль: А пока дети играют, резвятся, мы с вами тоже поиграем. (Проводится подвижная игра с речевым сопровождением «Зимушка-зима»).
В-ль: Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот, одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Раздаю каждому ребенку по снежинке).
В-ль: Ребята, посмотрите, сколько снежинок к нам прилетело. Давайте подарим эти снежинки нашим друзьям, волшебникам-гномам. Мы соберем снежинки в шкатулку, но при этом каждую снежинку превратим в красивые слова о зиме и о снеге. Девочки подберут определения к слову «зима», а мальчики к слову «снег». (Назвав красивое слово о зиме, ребенок опускает снежинку в шкатулку).
Дети садятся за столы.
В-ль: Давайте представим, что мы оказались внутри картины. Прислушайтесь, что вы слышите, какие звуки?
Дети: Хруст снега, скольжение коньков, щебет птиц, смех детей и т. д.
В-ль: А теперь вдохните глубоко-глубоко и скажите, какой воздух?
Дети: Чистый, свежий, морозный.
В-ль: Какие запахи ещё слышите?
Дети: Запах хвои, запах дыма из трубы, из домов пахнет пирогами и т. д.
В-ль: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по картине. (Звучит музыка П Чайковского «Времена года»). В это время воспитатель рассказывает свой описательный рассказ по картине «Зимний день».
В-ль: А теперь возвращаемся. Понравилось вам путешествовать по картине? Сейчас каждый из вас подумает и расскажет, кем он себя представил, что видел, слышал, чувствовал во время путешествия. Не забудьте при составлении своих рассказов использовать полученные на занятиях знания, а так же красивые слова о зиме и о снеге.
Дети рассказывают, описывая 4-5 объектов и в заключение один ребенок рассказывает один большой рассказ.
В-ль: Вот какие красивые рассказы вы рассказали о зиме, как настоящие писатели. Но не только писатели стараются показать красоту природы, но и поэты воспевают её в своих стихах. Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима».
В-ль: Ребята, я увидела, что вы все очень любите зиму. Зима - волшебное, чудесное время года. Впереди у нас ещё один зимний месяц - февраль, и я уверена, что он нас порадует прекрасными морозными днями, солнечной погодой, даст нам возможность сделать разные постройки из снега, поиграть в зимние игры-забавы.