Лучший педагог года

Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе

Елена Пономарёва
Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе

Содержание деятельности.

Цель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с технологией «синквейн» и моделью-алгоритмом;

- совершенствовать грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);

- формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие:

- развивать у детей умение выделять в информации самые главные признаки об осени;

Публикация «Составление синквейна „Шагает осень по планете““ в старшей группе» размещена в разделах

- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «осень»;

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;

-воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: готовые ладошки для работы на каждого ребёнка, цветные карандаши на каждого ребёнка, листья разных деревьев из цветного картона, жёлтый маленький листочек на каждого ребёнка.

Предварительная работа:дидактические игры для развития речи (цель:научить детей согласовывать слова в предложении; пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; правильно оформлять свою мысль в виде предложения)

Активизация словаря: синквейн, нерифмованное стихотворение

Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат

1 этап. Вводная беседа.

Мотивация.

(Заходят в группу, встают полукругом)

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня я пришла к Вам на занятие с просьбой и надеюсь, что вы мне в ней не откажите. Я очень долго ждала, когда - же наступит золотая осень, чтобы погулять по лесу и набрать букет из разноцветных листочков, и вот это чудное время настало. Но гулять одной не интересно, веселее, когда рядом с тобой друзья. Я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Вы пойдёте со мной?

-Перед тем как нам отправиться на прогулку, необходимо решить в какой одежде нам пойти в лес. Давайте подойдём к окну и посмотрим, какая погода на улице.

Какая погода на дворе?

Тогда нам осталось выбрать одежду, в которой нам будет удобно гулять по лесу. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и выберите подходящую одежду.

(предлагаюдетям картинки с изображением одежды)

- Ну, вот и хорошо, Вы правильно выполнили задание, можно отправляться. Теперь нам будет удобно гулять. Я предлагаю вам отправиться под звуки золотого саксофона. (Включаю музыкальную паузу:Осенний блюз. – Золотой саксофон (отрывок).

Посмотрите, кто-то раскидал листочки с разных деревьев. Кто же это сделал?

Правильно, осень. Возьмите в каждую руку по листочку и под музыку давайте покружимся. Если музыка становится тише, листочки падают, а вы приседаете, если громче, то опять взлетают вверх и вы кружитесь. (контролирую уровень громкости).

Ну вот мы с вами и в осеннем лесу.

-да

(Дети, глядя в окно, рассуждают о погоде).

-солнечная, тёплая, безветренная

(Выбирают одежду, рассуждают над выбором).

-осень?

-играют с листочками Вводная беседа настраивает детей к получению новых знаний и вызывает интерес к предстоящей деятельности.

Дети учатся рассуждать и делать выводы на заданную тему.

Развиваем внимание и слух, соотносим громкость музыки с движениями.

2. Этап.

Основной.

Дети садятся за столы.

Использование игрового приёма.

Ребята, скажите, как человек понимает, что наступила осень?

-А какая бывает осень?

Какая сейчас?

-Почему? (добиваюсь ответов полными предложениями)

-А как готовятся к зиме звери в лесу?

-А какому лесному животному не надо готовить припасы и почему?

- Осень, какое красивое время года! Листочки на деревьях желтеют, и лес одевается в яркие жёлто-красные наряды. Все чаще звенит дождик и начинает холодать, а в самом конце осени может пойти настоящий зимний снег.

Я сейчас вспомнила отрывок из стихотворения, который мы с вами учили. Хотите, прочту? А кто вспомнит - помогайте.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

-Кто написал это стихотворение?

Молодцы, ребята, как красиво вы его прочитали!

- Многие поэты и писатели писали об осени стихи и рассказы, многие художники писали картины об этом времени года

- А хотите прямо сейчас стать писателями?

Присаживайтесь на пенёчки (стульчики)и мы с вами тоже будем писателями: будем придумывать рассказ об осени. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете подбирать к ним слова. А чтобы не забыть наше произведение, мы будем его зарисовывать на специальных листочках.

Так оно и есть - это ладошки, только не совсем обычные. Они нам понадобятся, чтобы зарисовать наше стихотворение. Откройте карандаши и возьмите каждый по ладошке.

-Какое время года на дворе?

- В серединку ладошкимы положим жёлтый листочек, а на большом пальце-напишем букву О.

- Какая она – осень? (слова - признаки).На указательном пальчике мы нарисуем две волнистые линии. Это значит надо придумать 2 слова.

-Что она делает?

На среднем пальчике мы нарисуем 3 треугольника на ножках. Это действие предмета, что он может делать. (подбираем слова-действия)

- А как вы думаете, зачем три треугольника на ножках? Правильно, Арина, надо подобрать три слова.

-Как вы относитесь к осени?

На безымянном пальчике мы нарисуем вот такой знак. Он обозначает, что надо сказать одним предложением своё отношение к осени. (отражает личное отношение к тому, о чём говорится)

\__ __.

-Что вы представляете себе, когда слышите слово ОСЕНЬ?

-А на мизинчике мы нарисуем ваше отношение к осени.

А теперь, давайте попробуем прочитать, что мы написали. Давайте начну я, а потом вы прочтёте своё стихотворение.

Осень.

Золотая, тёплая.

Наступает, радует, дарит.

Я люблю гулять осенью в лесу.

Листопад.

-А теперь ваша очередь.

Какие не обычные и красивые стихи у нас получились!

-Сколько строчек в нашем стихотворении? Правильно пять.

-Ребята, а знаете, как называется стихотворение, которое мы сочинили?

Оно называется-синквейн. Повторите, пожалуйста.

Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Можно назвать его-нескладушка, в нём нет рифмы и его не прочитать как обычное стихотворение. Ответы детей, перечисление признаков осени.

- ранняя, золотая, поздняя.

Ответы детей.

-готовят норки, запасают припасы.

-ёжику не надо готовить припасы на зиму, потому что он спит всю зиму.

-и медведю не надо, он тоже спит.

- Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Е. Трутнева

-да

-а листочки похожи на ладошки!

(выполняют задание)

-осень

Разные ответы (чудесная, прекрасная, красивая, золотистая, хмурая, дождливая)

-радует, сбрасывает с деревьев листья, отправляет птиц в теплые страны, дарит нам красивые листья.

(рисуют треугольники на ножках).

- три слова надо подобрать?

Ответы детей одним предложением.

- листопад, день рождения, красота…

(читают 2-3 ребёнка)

-пять

-осень?

-синквейн Уточнили и обобщили

признаки осени.

Дети учились рассуждать и делать выводы на заданную тему.

Развивали память и закрепляли умение читать стихотворение с выражением.

Закрепляли умение подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, познакомились с моделью-алгоритмом, составления синквейна.

Развивали внимание, логическое мышление, память, воображение.

Совершенствали грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);

Совершенствовали умение высказывать собственное отношение к предмету.

Формировали умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.

Воспитывали умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивая во время выполнения задания.

3. Итог занятия.

Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами рисовали?

Нескладушка или синквейн. Давайте ещё раз повторим вместе.

Чьё стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?

Что вы узнали нового сегодня?

Что было сложного для вас?

А что понравилось?

Я вижу, что вам понравилось составлять синквейн, в следующий раз, вы сами выберете, о чём хотели бы составить такуюнескладушку.

-нескладушка.

- синквейн.

-ответы детей. Развивали речь с помощью технологии «синквейн».

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весна шагает по планете» "Весна шагает по планете" Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Цели: Образовательные: закреплять знания о смене времен года;.

Фотоотчет «Новый год шагает по планете»Фотоотчет «Новый год шагает по планете» Новый год навсегда вошёл в нашу жизнь, став традиционным праздником для всех людей на Земле. Давайте окунёмся немного в историю. В 15.

Конспект НОД по окружающему миру «Весна шагает по планете» в средней группе Конспект открытого занятия на тему: «Весна шагает по планете» Занятие:познавательное развитие. В группе среднего дошкольного возраста. Цель:.

Конспект открытого занятия НОД по экологическому воспитанию «Весна шагает по планете» Цель: уточнение характерных признаков весны. Задачи: Обучающие: Активизировать словарь по теме. Развивающие: развивать логическое мышление,.

Материал для тематической недели «Весна шагает по планете» Тематическая неделя «Весна шагает по планете» Дидактическая игра «Сравни животных» Цели: знать отличительные особенности.

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Наурыз шагает по планете»Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Наурыз шагает по планете» йымдастырылан оу ызметінін картасы/ Карта ОУД Кні/дата 14.03.2018 Білім беру саласы.

Познавательно-творческий проект «Новый год шагает по планете» проект "Новый год шагает по планете" Актуальность проекта: Известно, что Новый год – это самый любимый праздник детей. Но в результате опроса,.

Проект тематической недели «Новый год шагает по планете» Подготовили: Елохина Ю. Н., Забоева Р. Н. Возраст: старшая группа Вид проекта: информационно – практико-ориентированный Продолжительность.

Проект в подготовительной группе «Новый год шагает по планете» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по планете»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна шагает по планете» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Весна шагает по планете».Цели: 1. Познакомить детей с русской поэзией, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе
Опубликовано: 27 июня 2018 в 18:32
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД