Папки-передвижки

Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность

Анна Дорошенко
Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

"Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Публикация «Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность» размещена в разделах

Автор многих методических пособий для педагогов высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность.

Эта деятельность предполагает :

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Процесс самообразования должен :

- осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационно-коммуникативные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби.

Составляющие процесса самообразования педагога :

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. .

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) :

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов;

- педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога;

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Факторы, препятствующие саморазвитию

- Недостаток времени;

- Состояние здоровья;

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

- Недостаточная поддержка со стороны администрации;

- Собственная инерция.

Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Пример коллег;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условия.

Индивидуальная тема по самообразованию - адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Направления работы Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой Сроки Форма представления

результата своей работы Где, когда, кем заслушивается Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное - Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

- Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

- Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.

- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

- Повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.

- Участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение всего срока реализации ИОМ. • Выступление с докладом на районной научно – практической конференции (2017 – 2018 учебный год).

• Выступление на областной научно – практической конференции со стендовым докладом (2017 – 2018 учебный год).

• Прохождение курсов повышения квалификации при НИПКиПРО (2017 – 2018 учебный год)

Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

• Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

• Участие в конкурсах профессионального мастерства Рабочие программы 2 класса (второй год обучения) по предметам:

- живой мир;

- чтение;

- русский язык;

- математика;

- ИЗО;

- устная речь.

Рабочие программы по Музыке, пению, (танец) для 1-4 классов УУО.

Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов УУО.

Рабочие программы по коррекционному курсу «Игра, игротерапия» 2 класс (второй год обучения).

Психолого – педагогическое - Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы. В течение всего срока реализации ИОМ.

Методическое - Знакомиться с новыми формами, методами и примами обучения.

- Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве участника ШПМПк.

- Изучать опыт работы лучших дефектологов, учителей через Интернет.

- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

- Создать собственный УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке.

- Совершенствовать структуру самоанализа урока.

- Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний обучающихся.

- Представление опыта работы через открытые уроки на школьном уровне.

- Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

- Подготовка к аттестации на защиту квалификационной категории.

В течение всего срока реализации ИОМ. • Участие в работе педсоветов, конференциях, спецсеминаров, МО учителей начальных классов (2016 – 2021 учебные годы).

• Посещение семинаров, конференций проводимых ТПМПК в Сузунском районе.

• Посещение открытых уроков, РМО (2016 – 2021 учебный год).

• Проведение открытых уроков (2016 – 2021 учебный год).

• Участие в работе ШПМПк (2016 – 2021 учебный год).

• Создание собственного УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке (2016 – 2021 учебный год).

• Защита на первую квалификационную категорию (2018 – 2019 учебный год).

• Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом (2016 – 2021)

Посещение открытых занятий (2016) :

- учителя начальных классов Балагановой Г. М. ,

- учителя - логопеда Чувьюровой Т. Ю.

Информационно – компьютерные технологии - Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

- Совершенствовать навыки работы на компьютере.

- Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

- Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

- Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).

- Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя.

- Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов

- Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом

- Участие в конкурсах в Интернете.

- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

В течение всего срока реализации ИОМ. Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.

Регистрация на Нетфолио. ру (2016)

Создание персонального сайта на Нетфолио. ру (2017 – 2018 учебный год)

Участие в интернет конкурсах (2016 – 2021 учебный год)

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете (2016 – 2021 учебный год).

Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя (2016 – 2021)

Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов (2016 – 2021)

Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом (2016 – 2021)

anna.annadoroshenko@yandex.ru

«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации».

doroshenkonetfolio.ru

Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В течение всего срока реализации ИОМ. Соблюдение охранительного режима.

Использование Су – Джок терапии.

Использование Песочной терапии.

Публикации по теме:

Аналитический отчёт по самообразованию «Формирование основ педагогического мастерства» Аналитический отчёт по самообразованию по теме «Формирование основ педагогического мастерства» Что такое педагогическое мастерство? С этим.

Фотоотчёт «О районном конкурсе педагогического мастерства»Фотоотчёт «О районном конкурсе педагогического мастерства» В начале декабря 2017 года в нашем Увельском районе Челябинской области прошёл конкурс педагогического мастерства по четырём номинациям.

Итоги участия в краевом конкурсе педагогического мастерства «Лучший по профессии»Итоги участия в краевом конкурсе педагогического мастерства «Лучший по профессии» В конце мая в г. Владивостоке Приморского края состоялся очный этап регионального конкурса педагогического мастерства "Лучший по профессии.

Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог» Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог» Составила: воспитатель Глухова Наталья Владимировна.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. ФотоотчетМастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

Неделя педагогического мастерства «Многообразие форм игровой деятельности дошкольника»Неделя педагогического мастерства «Многообразие форм игровой деятельности дошкольника» Цели и задачи: - Привлечение внимания всех педагогов и родителей к значению детской игры, определение ее места в режиме ДОУ; - повышение.

Презентация «Опыт работы по повышению профессиональной компетенции и и педагогического мастерства педагогов» Слайд № 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет совокупность обязательных требований.

Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017»Фотоотчет «Профессиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2017» В этом году в седьмой раз прошел муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов, под названием «Педагог года 2017», в котором.

Развитие и совершенствование основных видов движений через подвижные игры В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Консультация «Концепция инновационного педагогического опыта, через Лего-конструирование в ДОУ» Тема: «Концепция инновационного педагогического опыта, через Лего-конструирование в ДОУ» Как сказал известный политик Д. А. Медведев Россия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 08:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дорошенко (УИ 1181397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД