Наталья Романова
Аналитический отчёт по самообразованию «Формирование основ педагогического мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчёт по самообразованию по теме «Формирование основ педагогического мастерства»
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, обычно, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство – это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
Публикация «Аналитический отчёт по самообразованию „Формирование основ педагогического мастерства“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Мастер» (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.
Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства :
• Личностные качества педагога : высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.
• Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.
Компоненты педагогической техники :умение педагога управлять своим поведением ;
владение мимикой, пантомимой;
управление эмоциями, настроением;
социально-перцептивные способности:
(способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия) : внимание, наблюдательность, воображение;
техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи);
умение воздействовать на личность и коллектив.
Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.
Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего «Я». Психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.
Один из основных путей совершенствования личности воспитателя - самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить «дремлющие силы», необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного.
Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.-в интернет-версии.
2. "Педагогический артистизм", О. С. Булатова. Академия, 2001.-в интернет-версии
3. "Мастерство воспитателя", Ю. П. Азаров. Просвещение, 1971.-в интернет –версии
Полезной оказалась информация на следующих сайтах :
https://ped-kopilka.ru, электронный ресурс для педагогов ПедКопилка.
https://dovosp.ru/ - журнал «Дошкольное воспитание»
https://zakon.edu.ru/ - САНПиН ДОУ
https://www.7ya.ru/ - все о детях и семье
https://doshkolnik.ru/ - дошкольник
https://www.nachideti.ru/ - наши дети
https://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru/ - Детский сад «Семь гномов»
https://edu.1september.ru/ - «Первое сентября» - педагогический университет
https://vospitalo4ka.ru/ - сайт «Воспиталочка»
www.art-talant.org, prodlenka.org
Детские электронные презентации и клипы с сайта https://viki.rdf.ru/
Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного.
Приняла участие во всероссийских вебинарах:
1.«Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога».
2.«Программа взаимодействия ДОО с семьё й: цели и задачи»
Участвовала во Всероссийской научно- практической конференции на тему: «Использование ИКТ- технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС».
Участвовала в методическом семинаре «Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Требования к организации образовательной деятельности с воспитанниками»-2016г.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».
Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.