Лучший педагог года

Современная технология «Коллекционирование» в образовательном процессе

Александра Денисенкова
Современная технология «Коллекционирование» в образовательном процессе

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

Публикация «Современная технология „Коллекционирование“ в образовательном процессе» размещена в разделах

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: Зачем? Как? Почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».

Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Детское коллекционирование - это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребенка, приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. И многие музеи сейчас состоят из частных коллекций. В России наивысшего расцвета коллекционирование достигло в 19 веке.

Позднее коллекционирование разделилось : научное, любительское и учебное.

Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится.

Но, к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребенка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определенных знаний, умений и навыков.

Любое коллекционирование связано с умением работать со словарем, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе со взрослыми. Очень важно, чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.

Особенность коллекционирования заключается, согласно основным требованиям ФГОС ДО, «в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты : инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений».

Цель данной технологии - развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

способствовать проявлению избирательных интересов;

развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

расширять кругозор воспитанников;

прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;

формировать бережное отношение к сохранению коллекций;

обогащать и активизировать словарь детей;

активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. Коллекции доступны для дошкольников и могут быть самыми разнообразными.

Выделяют следующие группы коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома, и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство их - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители, должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков, значков, открыток и т. д., так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных).

Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие емкости.

На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность коллекционирования.

Существуют определенные требования к коллекциям :

собирать их целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;

экспонаты должны быть чистыми, при необходимости их моют, чистят, перебирают;

размещать образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках, баночках.

Что коллекционировать?

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент.

Необходимо также учитывать:

гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.

Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).

Хранение коллекции.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в группе служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Использование коллекции

Коллекция в целом и отдельные ее объекты могут использоваться в различных видах детской деятельности:

в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира);

в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд;

в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;

в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря;

в изобразительной деятельности : изготовление различных продуктов детского творчества - рисунки, аппликации, макеты;

в конструировании.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время);

в ходе организованной образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);

в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

В процессе работы с коллекциями нужно соблюдать некоторые принципы и подходы:

доступность содержания коллекции возрасту детей;

безопасность. Большинство экспонатов коллекции должно быть изготовленным из безопасных, желательно небьющихся материалов, особенно если какие-то экспонаты используются детьми в самостоятельной деятельности;

мотивированное появление коллекции в группе для создания у детей интереса;

возможность использования экспонатов коллекции для организации разных видов детской деятельности и реализации задач из разных образовательных областей, как в ходе ООД, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

мобильность коллекции, Ее можно легко на время передать из одной группы в другую;

пополняемость коллекции - при необходимости можно дополнить новыми экспонатами;

заменяемость некоторых экспонатов коллекции, которые пришли в негодность - коллекция не должна иметь большой материальной ценности;

свободный доступ детей к коллекции с целью использования в разных видах деятельности;

наличие методических рекомендаций к каждой коллекции. Они дают представление о том, как можно использовать данную коллекцию в работе с детьми при реализации содержания разных образовательных областей или организации разных видов деятельности. Наличие методических материалов, которые позволят сделать образовательную деятельность более интересной и разнообразной (это интересные факты (связанные с историей появления предметов, их изготовления, подборка интересных художественных текстов, стихотворений, фольклорного материала, подборка готовых или разработанных авторских дидактических игр, конспектов);

возможность использования коллекции при изучении разных тем.

И самое главное коллекция не должна лежать, она должна «работать» :

обогащать и разнообразить развивающую предметно – пространственную среду в групповой;

расширять представления детей о предметном и природном мире;

повышать интерес детей к образовательной деятельности;

выполнять роль «атрибутов» в сюжетно-ролевых играх;

активизировать деятельность родителей по их участию в образовательном процессе;

повышать компетентность педагогов в разработке методических рекомендаций к коллекциям, а также по использованию экспонатов коллекций при проведении разных видов игр, заданий, обучающих ситуаций.

Таким образом, использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко, или улетающий осенний листок.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (немецкий философ и социолог Георг Зиммель) Мы живем в XXI веке,.

Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе Воспитатель оздоровительной группы Дажылык Шораана Васильевна МБДОУ детский сад «Светлячок» с. Хову-Аксы Чеди-Хольский кожуун Существует.

Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.

Квест-игра «Современная технология обучения дошкольников основам безопасности в ДОО» Слайд №1 Квест-игра современная технология обучения дошкольников основам безопасности в ДОО. Добрый день уважаемые коллеги! В настоящее.

Лего-конструирование в образовательном процессе ДОО 1. Лего – конструирование в образовательном процессе ДОО. 2. Володина Ольга Николаевна. 3. воспитатель 4. муниципальное бюджетное дошкольное.

«Лэпбук как современная технология дошкольного образования». Семинар-практикум Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься.

Методические рекомендации «Технология сотрудничества в образовательном процессе ДОУ» Требования к организации совместной деятельности дошкольников: МЛАДШАЯ ГРУППА 1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся,.

ИКТ в образовательном процессе ДОУ Цель: ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных.

Технологическая карта консультации для воспитателей «Современная технология «Лэпбук» Составила: воспитатель Цветкова Л. А. Тема консультации: «Современная технология «Лэпбук» Цель: Познакомить с современной технологией. Образовательные.

Здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современная технология «Коллекционирование» в образовательном процессе
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 17:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД