МААМ-картинки

Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие и эффективность

Шевченко Наталья
Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие и эффективность

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет специалистов реабилитационных центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных изменений в реабилитацию детей:

• обновлять содержание реабилитационных и профилактических программ;

• внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.

Публикация «Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие и эффективность» размещена в разделах

Педагогические технологии, которые мной используются в работе, направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Специфика работы педагога-психолога в центре состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же современные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:

Информационно коммуникационные технологии

Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

Информационно-коммуникационные технологии используются во всех направлениях деятельности педагога-психолога:

Организационно-методическая работа (разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов. Фиксация и хранение результатов. Создание электронной библиотеки, которой можно воспользоваться в любой момент при необходимости).

Диагностическая работа (С помощью компьютерных технологий процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т. д. Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками реабилитационного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы. Проведение диагностики на компьютере стимулирует у воспитанников интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию, формированию их, личностной мотивации, развитию рефлексии).

Психологическое просвещение и консультирование (Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников реабилитационного процесса помогает использование презентаций, созданных с помощью программ Microsoft Office PowerPoint. Данный метод позволяет делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме. Часто для оказания психологической помощи приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. С помощью ряда видеослайдов воспитанники смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен. Применение фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских консультациях, семинарах для педагогов. Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет служит для размещения информации для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, и др. Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах используется для публикации своих методических разработок, обмена опытом работы с коллегами, участия в конкурсах).

Коррекционная и развивающая работа (К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышению эффективности реабилитационного процесса, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). Коррекционно-развивающие занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером, а чередуется с различными видами деятельности).

Саморазвитие и самообразование (Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных (интернет) конкурсах Открытый класс – http://www.openclass.ru, Школьный психолог - http://psy.1september.ru, ИнфоУрок - http://infourok.ru, Ваш психолог - http://www.vashpsixolog.ru, Фестиваль педагогических идей - http://festival.1september.ru, Журнал «Школьный психолог» - http://psy.1september.ru/, Психология счастливой жизни - http://psycabi.net).

Игровые технологии

Игра – ключевой способ общения ребёнка с окружающим миром. Содержание детской игры, распределение ролей, проигрываемые ситуации и конфликты дают специалисту важную информацию о состоянии психики маленького человека и возможных направлениях терапевтической и коррекционной работы.

Наиболее эффективно методы игровой терапии действуют при обучении детей нормам социального поведения и правилам выстраивания взаимоотношений с окружающими. Игра помогает лучше понять себя и чувства других людей. Например, ребёнку сложно наладить взаимоотношения со сверстниками. Психолог помогает ему обыграть аналогичную ситуацию, используя игрушечных героев, объясняя суть конфликта и подсказывая возможные пути его разрешения.

В организации реабилитационной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра мной используются следующие разновидности игровых технологий: игровые тренинги, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры. Но особой «популярностью» у детей пользуются игры с песком.

Песочная и светопесочная игровая терапия (Sandplay -сендплей). Песок — это вечно меняющаяся картина мира. Песочная игра дает возможность выразить то, что трудно объяснить словами. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игра с песком помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы.

При помощи техники песочного рисования происходит активизация правого полушария и синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, что дает возможность ребёнку проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: песок приятен на ощупь, текуч и послушен.

Наряду с песочницей и световым планшетом в песочной терапии применяется работа с цветным песком. Цветной песок– материал, который позволит ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки – ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать. Рисование цветным песком очень полезно для детей: Вместе с песком в процессе песочной терапии я использую миниатюрные игрушки. Они имеют потенциал в передаче самых глубоких мыслей. Необходимо отметить, что стандартного набора объектов для песочной терапии нет. Коллекция каждого специалиста является уникальной и неповторимой. Чем разнообразнее подбор миниатюрных игрушек, тем более богатым и творческим для клиента может быть процесс сотворения собственного мира.

На световых столах совместно с детьми используются различные техники рисования, которые постепенно осваиваются — щепотью, ребром своей ладони, пальцами и др.

По терапии с песком разработано множество техник и методов, позволяющих всесторонне развивать детей. Чаще всего в своей работе я использую следующие игры:

Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.

История. Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества детей становятся видны психологу.

Тематический ориентированный мир. Ребенку предлагается на выбор одна из тем: «Моя школа», «Моя семья», «Я и мои друзья» и др. Изображенные чувства при помощи действующих предметов в центре песочницы являются ключом к расшифровке чувств и переживаний.

Ливень из песка (используется преимущественно в работе с дошкольниками). С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.

Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность ребёнка, делает его уверенным в себе.

Стоит отметить, что песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения. Но особенно полезной эта техника будет для тех деток, у которых наблюдаются психологические комплексы общения, неумение выразить чувства и проблемы в семье. Психологи совместно с воспитателями готовят индивидуальные программы занятий с песком, позволяющие максимально развиться личностному потенциалу детей.

Арт-терапевтические технологии

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки воспитанников социально-реабилитационного центра, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов. Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами для коррекции психологического состояния человека. Упражнений и техник арт - терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало.

В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми. Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными.

Рисование на воде или акварисование (эбру) - это разновидность арт-терапии. В переводе с персидского «об» (вода) и «ру» (на). В Турции, где сегодня техника эбру переживает расцвет, это искусство считается еще и духовной практикой. Поэтому арт-терапия эбру может стать надежным инструментом в руках у психолога.

Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Арт - терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни семье, в детском саду и школе.

Рисуя на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся цвета и нанося их на воду, ребёнок следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор -это изображение, которое «таит в себе душа». Затем на узор или рисунок накладывается лист бумаги, а через несколько секунд осторожно снимается и высушивается. На словах звучит очень просто, но то, что происходит, многие дети любят называть «волшебством». Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно.

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру. На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, даём ребёнку возможность вывести различные формы или изображения. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку.

Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации.

Таким образом, благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий и их интеграции, реабилитационный процесс становится результативным, эффективным, современным.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие и эффективность
Опубликовано: 18 мая 2021 в 18:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД