Ольга Логачева
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Еще в свое время В. А Сухомлинский говорил: «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
Но в наши дни признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Новизна этих отношений определяется понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие»
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста в основном :
-через приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
--создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно - педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе узнать специфику учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эта взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, с учетом интересов, способностей и предшествующего опыта ребенка;
-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей: традиционные, нетрадиционные новаторские.
К традиционным формам относятся:
Посещение семьи ребенка воспитателем или психологом много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания.
Наглядная пропаганда: в ней сочетается разные виды наглядности.
Знакомство родителей с вопросами воспитания через материалы стендов: содержащие информацию по разным разделам: «Для вас родители» «Советы и рекомендации от психолога и логопеда», папок -передвижек тематических выставок.
День открытых дверей. Который дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации. Которые проводятся как индивидуально, так и групповые. Целями консультации являются усвоенные родителями определенных знаний, умений помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим анализом, обсуждение статьи, практическое занятие)
Семинары - практикумы. Для молодых родителей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации и мн. другое.
Родительские собрания. Проводятся групповые и общие. Групповые собрания проводятся раз в 3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Один вопрос готовит воспитатель, другой можно предложить родителям, или специалисту
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформления выступления. На конференции может выступать специалист. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
В настоящее время работники ДОУ применяют новые:
Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействия педагогов и родителей.
Семейные клубы. Он строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является «Библиотека специальной литературы»
Библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором книг, составляют аннотации новинок.
Родительская почта. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие- либо значимое для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, и в библиотеке появляется новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Кружок «Очумелые ручки» Современные суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут, найди все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется дата проведения этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны заниматься подготовкой: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, психологов юристов и др., в зависимости от содержания вопросов. Как организовать вопросов от родителей. Это родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за круглым столом. Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Зал следует украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности. Темы встреч различны: беседы специалистов, различные ситуации из семейной жизни, проблем, возникающие при воспитании детей. При этом все активно обсуждают проблему. Обобщить и закончить встречу может психолог.
Новаторские формы:
Тематические акции. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Данные акции могут быть как общедетсадовскими, так и групповыми.
Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка. Разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи: семейного воспитания: физическое развитие ребенка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры подготовка к семейной жизни и др.
Тематические акции как интерактивная форма взаимодействия с родителями способствует расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы, в частности, они, могут быть направлены на формирование ценностных отношений к родному селу, ее истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели.
Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
А в новых формах взаимодействия педагога с родителями реализуется принцип доверительного партнерства, позволяет значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.