Шумилова Татьяна Юрьевна
Современные развивающие игры как средство развития высших психических функций детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные развивающие игры, как средство развития высших психических функций детей раннего возраста».
В раннем детстве развиваются высшие психические функции, включающие когнитивные, эмоциональные и социальные способности, такие как внимание, память, мышление, воображение, эмпатия и коммуникативные навыки.
Публикация «Современные развивающие игры как средство развития высших психических функций детей раннего возраста» размещена в разделах
Современное общество все больше осознает важность раннего детского возраста в формировании личности и будущего человека. Этот период является ключевым для физического, эмоционального, социального и когнитивного развития ребенка. Поэтому уделяется значительное внимание созданию благоприятной среды для его полноценного роста и развития.
Одной из основных сфер, в которой происходит активная работа с детьми раннего возраста, является образование. Программы дошкольного образования становятся все более разнообразными и комплексными, ориентированными не только на учебу, но и на развитие различных аспектов личности ребенка. Это включает в себя развитие речи, моторики, эмоциональной и социальной компетенций.
Также большое внимание уделяется здоровью детей. Программы по здоровому образу жизни, правильному питанию и физической активности проводятся не только в детских садах и школах, но и на уровне государственной политики. Важно создать условия, которые способствуют формированию здоровых привычек с самого раннего возраста.
Т. к мы работаем в детском саду комбинированного вида, для детей с тяжёлым нарушением речи, нам очень важно как можно раньше выявить и начать коррекционные мероприятия.
Уделяя большое внимание детям раннего возраста – мы, тем самым, инвестируем в будущее общества, формируя здоровых, счастливых и успешных граждан.
В условиях современного мира, где дети все больше времени проводят за экранами гаджетов, проблема развития высших психических функций становится особенно актуальной. Современные развивающие игры играют важную роль в развитии этих функций, однако их использование и влияние требуют более детального изучения и понимания.
Современный информационный век существенно меняет психологию человека. Новые технологии активно вторгаются в жизненное пространство и взрослых и детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно входят в жизнь малышей уже с первых месяцев жизни.
Во многих семьях, как только ребёнок научился сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, планшета или дают в руки гаджет. Компьютерный экран совершенно вытеснил бабушкины и мамины сказки, колыбельные песенки, разговоры и игры с папой. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Когда ребенок маленький, удерживать его внимание больше 2-3 минут на одной игрушке или задании невозможно. Поэтому родителям стало проще дать ребенку в руки гаджет.
Давайте вспомним, во что играли мы с вами: в прятки, догонялки, дочки-матери, больничку и др. Играя, мы подражали трудовой деятельности взрослых, принимали на себя различные социальные роли. В игре мы радовались, веселились, включались в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Игр было не так уж много, но они десятилетиями пользовались популярностью. Мы любили наши игры, они делали нас счастливыми. И сейчас, нам взрослым, так хочется прикоснуться к былому, вернуться в детство, а именно, в игры нашего детства.
Мы знаем, что игра — основной вид деятельности ребёнка. В процессе её происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера. Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что «игра хранит и развивает детское в детях», что «она их школа жизни и практика развития».
Роль игрушек в жизни человека необычайно многообразна. Они не только нужны для развлечения, они помогают формировать у него разнообразные знания и умения, приучают его к определённым правилам поведения, взаимоотношений с окружающими людьми, постепенно вводя его в большой мир.
В настоящее время, время инноваций и высоких технологий, существует великое множество разнообразных игр и игрушек.
Развивающие игры учат ребёнка размышлять, видеть, преодолевать трудности, анализировать. Нет ни одной развивающей игры, которая бы не имела своей тактики и стратегии. Поэтому склонность к игре – удел не только детства или юности.
К сожалению, в современном мире классические развивающие (настольные, дидактические) игры изживают компьютерные игры. Дети совсем перестают думать, размышлять, анализировать. К сожалению, возраст «почемучек» уходит в прошлое, в наше прошлое.
Но мир не стоит на месте, и современные производители выпускают дидактические игры, которые способны завлечь и удержать внимание детей.
В настоящее время современные дидактические игры становятся все более востребованным и являются эффективным средством развития высших психических функций детей раннего возраста. Актуальность новых развивающих игр заключается в том, что они способствуют развитию мышления, воображения, логики, обучению социальным навыкам и координации движений. В то время как многие старые игрушки не привлекают детей и не предоставляют такого широкого спектра возможностей для обучения и развития.
Тенденция того, что дети не умеют играть из-за большого количества времени, проведенного за экранами гаджетов, делает актуальным использование современных дидактических игр как альтернативы такому поведению. Множество новых разработок помогают создать интересную образовательную среду для развития детского кругозора и интеллекта.
Современные дидактические игры способствуют формированию не только ключевых навыков и знаний, но и личностных качеств, таких как упорство, стремление к достижению цели, коммуникабельность и ответственность. Они помогают развить у детей рефлексию, самоконтроль и креативность, что является важным фактором для успешной адаптации в современном обществе.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — это отличительная особенность дидактических игр. Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.
Так же на рынке представлено большое разнообразие современных двигательных игрушек и пособий, полусферы, доска Бильгоу, балансирующая подушка, баланс борд и многое другое. Все эти игры и пособия оказывают влияние на развитие крупной моторики, сенсорного развития, развитию речи и физическому развитию в целом. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.
Современные игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п.
Современные игрушки представляют собой не просто предметы для развлечения, но и средства для стимуляции креативности, развития логического мышления и улучшения моторики у детей. Они отличаются не только новыми формами и функциональностью, но и более экологичными материалами, что соответствует современным требованиям к безопасности и эко-сознанию.
Экологические аспекты также играют важную роль при выборе игрушек для детей. Мы все предпочитаем приобретать товары, изготовленные из натуральных материалов, таких как дерево или органические ткани, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей, а также сделать вклад в сохранение окружающей среды.
Важно отметить, что развитие современных игрушек идет в ногу с развитием технологий.
Таким образом, современные игрушки не только развлекают детей, но и способствуют их обучению и развитию. Благодаря использованию новых технологий и экологически чистых материалов, они отвечают самым высоким стандартам качества и безопасности, что делает их популярными среди родителей и детей.
Как уже было сказано ранее, в период раннего детства у ребенка закладывается речь, растет активный и пассивный словарный запас, а также развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Восприятие доминирует среди остальных. Это означает, что поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. В этом возрасте зарождается самосознание.