Получи документы

Консультация «Современный костюм с национальным шорским орнаментом»

Светлана Фадеева
Консультация «Современный костюм с национальным шорским орнаментом»

Тема: «Современный костюм с национальным шорским орнаментом»

Проблема: невозможность приобрести современный костюм, платье с элементами национальной культуры.

Идея: создать современный костюм с элементами шорской национальной культуры.

Объект исследования: национальные костюмы : шорский, казахский, русский.

Предмет: платье с национальным орнаментом.

Публикация «Консультация „Современный костюм с национальным шорским орнаментом“» размещена в разделах

Гипотеза: если хорошо знать символы национальной одежды, можно составлять из них орнаменты и применять их при изготовлении современных изделий. Тогда одежда будет отвечать вкусам большинства покупателей и пользоваться спросом не только у коренного населения.

Цели:

-сравнивать шорскую, казахскую, русскую символику, выявить общие черты и различия;

-составить орнамент для вышивки платья;

-сшить платье с национальным орнаментом;

- учиться презентовать своё изделие.

Задачи проекта:

- изучить шорскую, казахскую, русскую символику, выявить общие черты и различия;

- разработать и сшить костюм «Хозяйка воды» с использованием символов воды, солнца и др. ;

- заинтересовать своей работой одноклассников, обучающихся (воспитанников) школы.

Методы исследования:

- беседа;

- самостоятельное изучение литературы; - компьютер, сеть Интернет.

Время реализации проекта:

Сентябрь 2018г. - июль 2019г.

Вид проекта:исследовательский, творческий.

Информационно-техническое оснащение: сеть Интернет, школьная библиотека, материалы школьного краеведческого музея.

Форма продуктов проектной деятельности: костюм «Хозяйка воды» - презентация.

Актуальность проекта

В нашем посёлке живут люди разных национальностей : шорцы, русские, казахи, татары, украинцы и другие.

Я наблюдаю, во что одеваются люди нашего посёлка, и не вижу особых отличий. Считаю, что можно создавать одежду с применением национальных орнаментов, которые традиционно использовались в шорской одежде.

Конкурсы

В 2019 году, наша семья выступала в фестивале-конкурсе Таштагольского муниципального района, посвященного Дню семьи, любви и верности. Мы решили, что на сцену мы выйдем в национальных костюмах. Мы рассказывали о традициях семьи, представляли национальное блюдо. Потом нам захотелось выступить на поселковом конкурсе «Казская семья – 2019», посвященном Дню семьи, любви и верности, в честь Благоверных Петра и Февронии. На это конкурсе мы также выступали в национальных костюмах. А на творческий конкурс наша семья исполнила стихотворение шорской поэтессы Таяны Тудегешевой «Священная береза». Показали обряд поклонения священному дереву, повязывая ленты - чаламы трех цветов голубую, красную, белую. Голубой - цвета неба, красный - цвет земли и белый - цвет чистоты. Повязывая чаламу, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя. Мне очень понравилось выступать, да еще в красивых национальных костюмах! Возникла идея придумать и сшить костюм, а именно костюм «Хозяйка воды». Мою идею поддержали моя мама, педагоги Иван Августович Штрекер и Светлана Александровна Фадеева, которая руководит объединением «Театр моды «Винтаж»»

Как оказалось, есть в Горной Шории свои мастерицы по изготовлению стилизованных национальных костюмов. При подготовке к научно – практической конференции исследовательских и проектных работ я ознакомилась с работами Татьяны Торчаковой (Междуреченск, Анны Валерьевны Чиспияковой, Светланы Челбогашевой (Таштагол).А в творческом объединении «Театр моды «Винтаж»», которое я посещаю не один год, под руководством Светланы Александровны был изготовлен данный наряд. В конкурсе ко дню семьи, любви и верности мама выступала в национальном платье, автором которого является Татьяна Торчакова.

(Приложение №1)

План работы

Для того чтобы костюм получился лучше мы разработали план:

1. Познакомиться с национальной символикой в одежде трё х народов: русских, казахов, шорцев.

2. Выбрать наиболее часто повторяющиеся символы.

3. Выделить общее, выявить особенность шорского орнамента.

4. Продумать, как можно использовать эти символы в моём платье и нашить их.

Секреты древних орнаментов

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты на одежде, посуде, в жилищах. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать, прежде всего, как оберег, и только потом как украшение.

Народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче. Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: неважно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.

Информации о символах в национальных костюмах (шорский, русский, казахский).

Начиная свою работу, я решила выяснить, чем отличается шорский орнамент от орнаментов других народов. Для этого я просмотрела материалы (книги, статьи, фотографии) в школьном краеведческом музее, в сети Интернет, в городском краеведческом музее, изучила дидактический материал по национальным костюмам ближнего зарубежья.

Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев подтверждают, что вышивка как вид искусства в Казахстане и в России, в частности в Кемеровской области, существует очень давно.

Узнала, что в каждой области Казахстана и России есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых элементах: в отделке, орнаменте, украшениях.

Вышиванием издавна занимались женщины, которые из поколения в поколение передавали самые типичные, самые яркие образцы орнамента, цвета, технику вышивания. (Приложение № 3)

По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы:

1. Геометрические (очень простые) : кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты;

2. Растительный орнамент;

3. Животный орнамент ( животные или части тела животных: глаза, рога, голова и т. д.).

Выявила общее: разные народы в орнаменте костюмов использовали символы солнца, воды, звёзд, неба, и др., создавали обереги.

Использовался прямолинейный и криволинейный орнамент.

Чтение знаков орнамента

Прочитать знаки орнаментов – задача довольно-таки трудная.

В узоре использовались символы обозначающие: воду, песок, солнце, землю и др. (Приложение №2)

Например, известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.

Значения:

o ромб, как уже сказано, - символ плодородия;

o волнистые линии символизировали воду;

o горизонтальные - землю;

o косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;

o точки между ними - зерна, брошенные в нее;

o треугольник – горы,

o круг - солнце, пожелание благополучия.

Отделка платья, составление костюма

Мой костюм называется «Хозяйка воды». Платье сшито из шёлковой ткани синего цвета. Слова синий, голубой в переводе с шорского языка обозначают жизнь, молодость, рассвет. Платье выглядит современным благодаря некоторым деталям: сборки, рюши. Платье прилегающего силуэта, отрезное по линии талии, оно подогнано по фигуре с помощью вытачек. Рукава платья выполнены из вуали, при взмахе рук создаётся эффект струящейся воды или тихого говора ручейка.

Юбка выкроена по косой линии, отделана кружевом, ассоциирующим волны реки.

Жилет сшит из атласной голубой ткани, украшен национальным шорским орнаментом, напоминающим камни.

Мой наряд гармонично дополняют бусы и пояс, оформленный ромбами и камнями согласно шорским традициям. Украшением Хозяйки воды служит также береста и мех.

Мы сделали орнамент, который включает в себя символы воды (волна, ромбы – плодородие, подобрали бусы, символизирующие камни. Мне кажется, что костюм получился красивым. В нём можно выступать на концертах.

Вывод

Хочу закончить своё выступление стихотворением

Татьяны Аркадьевны Ачеловой «Мрассу».

В золотисто-зелёных волнах

Солнцем жгучим разбросаны искры.

Глубина прохладного дна,

На меня ты смотришь неистово.

Сторожат твой покой седовласые скалы.

Сосны-стражники выси твои охраняют,

Эти сосны, как братья, от стара до мала

Смолянистые бусы на воды роняют.

Лечит раны в тебе обезумевший зверь.

Птица в волнах твоих, как дитя в колыбели.

Для мальков, как ладонь, твоя тёплая мель,

И ветра не все песни тебе перепели.

Ты живою струною звучишь и бежишь

И покоя не просишь в неведомой дали.

Всю себя отдаёшь и себя не щадишь,

Людям жизнь раздаёшь без печали.

Поищу другое стихотворение

Таёжная речка

Ты берешь свое начало

В пихтаче, у хмурых скал,

Там, где скачет одичало

Гордый баловень-марал.

Пусть расскажет звонкий, чистый,

Твой веселый голосок,

Как из струйки серебристой

Вырастает ручеек.

Где березка стала свечкой

И застыла на бегу,

Не ручьем уже, а речкой

Я назвать тебя могу.

Или может закончить по-другому, подумю.

Я очень люблю свой народ и свою малую родину – посёлок Каз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арбачаков А. Н. «Горная Шория» (набор открыток, «Из жизни кедра», Кемерово, 2007г.

2. Арбачакова Л. Н. «Возвращайтесь домой, богатыри», Кемерово, 2004г.

3. Куспеков В. Г. «Хранитель истории края», Междуреченск,1999г.

4. «Город между Томью и Усой», юбилейное издание к 50-летию города Междуреченска

5. Кузбасс – история и настоящее. Фотоиллюстрированное альбомное издание. Томск, 2008

6. Легенды горы Зелёной. Устное творчество шорского народа. Кемерово «СКИФ», «Кузбасс» 2004

7. Материалы из сведений школьного краеведческого музея: «История нашего края», «Из истории посё лков: Учас, Ильинка, Трёхречье. Базас, Большой Ортон, Ортон».

8. Таштагол 1963-2003, юбилейное издание. Новокузнецк, 2003

9. Экспериментальный проект «Программа «Я и город» как средство формирования городского пространства направленного на духовно-нравственное образование учащихся и воспитанников. Новокузнецк, 2003

10. «Я горжусь, что в этом городе живу», юбилейное издание администрации города Междуреченска, 2005г

Приложение№1

Каждый год в конце июня месяца проводится шорский национальный праздник «Ольгудек-Пайрам. Мы с семьей частые гости этого праздника. Приезжают гости из других районов и городов. Проводятся много конкурсов, поют, пляшут, состязаются команды. Люди встречаются, знакомятся, шутят и веселятся. А какие грациозные девушки у малого народа! Все они в национальных костюмах! Самый зрелищный выход – демонстрация национальных костюмов. Как оказалось, есть в Горной Шории свои мастерицы по изготовлению стилизованных национальных костюмов. В Междуреченске этим занимается этнодизайнер Татьяна Торчакова, в Таштаголе - Светлана Челбогашева.

По наряду определялся социальный статус - насколько состоятелен человек. Ракушки каури показывали материальное благополучие девушки. Наряды невесты исполнялся в красном цвете - символе домашнего очага и солнца. Ведущие предлагают использовать стилизованные костюмы в быту для пропаганды шорскойкультуры, жизни и здоровья людей.

Приложение №2

О шорской символике

Вся наша жизнь состоит из символов, к которым мы настолько привыкли, что порой даже не задумываемся над ними: откуда взяли тот или иной знак и что он значит?

Мы предлагаем для вашего внимания шорскую символику и постараемся дать краткое объяснение указанным символам.

Журавль, "турна". Эту птицу по праву можно назвать символом Шории, шорского народа. С ней связана легенда, как в давние времена журавль принес умирающим от холода и голода людям огонь и тем самым спас их.

Название шорцев как этноса также связано с этой птицей, так как слово Шор переводится как журавль.

Береза, "казын" - в клюве журавля. Священное дерево шорцев. Оно имело широкое применение: из березовых кольев делали жертвенник, берестой крыли крышу. Но более широкое применение березы было в быту: туески, чашки, ложки, картузы, использовалась в качестве элемента в обуви. Из березы делали лыжи, нарты, каек, а также курительные трубки.

С этим деревом связана легенда, говорящая о том, как только появилась в Шории береза, ранее независимый и агрессивный народ чудь, убивает себя, тем самым живущие рядом народы освобождаются от воинственного соседа. Так можно сказать, что это дерево не только священное дерево, но и дерево-освободитель.

Солнце, "кун". Символ востока. Жизнь начинается с восходом солнца.

Три круга, "уштегелек". Так в старые времена в Шории обозначали человека, как высшее создание природы, разум.

Круг, "тегелек" - бесконечность.

Ромб. Древние шорцы думали, что мир имеет четыре угла, то есть имеет форму четырехугольника. Если обратимся к шорскому костюму, то увидим, что преобладающим орнаментом является ромб, фигура, имеющая четыре угла.

Если вы хорошо посмотрите, то увидите, что птица помаленьку поднимается вверх наш народ также как и это птица, поднимается культурно и духовно, обращаясь к своей истории и культуре, хотя это происходит медленно, но верно.

Мы с вами рассмотрели конкретную символику, но кроме нее существует еще и другая цветовая.

Красный, "кызыл"- свободолюбие, непокорность.

Белый, "ак" (образ человек ромб) - чистота, разум.

Синий или голубой, "кок" (журавль) - жизнь, молодость расцвет. Цвет неба и воды. Цвет того, что дает жизнь на земле.

В древности шорцы называли себя"кок турк", что значит "голубые тюрки", то есть связывали свое происхождение с небом, с богом, так как раньше слово "кок" означало "небо", еще раньше"бог", а значит "божественные тюрки".

Этот цвет является также доминирующим в национальном костюме и в шорских легендах. Поэтому его по праву можно назвать национальным цветом.

Зеленый, "чажыл" (ветвь) - молодость, жизнь, расцвет.

Николай Уртегешев

Из материалов Совета старейшин шорского народа

Приложение№3

«Шорская мужская рубаха - кунек» «Праздничный наряд мужчин состоял из пальто или суконного сюртука с пуговицами. Сапоги с красными отворотами, завязанные пониже колена шерстяными шнурками с кисточками. Имелись особые элементы охотничье-промысловой одежды, которая шилась из войлока. Легкой верхней одеждой у шорцев были штаны кендырь штани рубаха кунек (шорская речь).

Мужские рубахи шили из домотканого холста или покупного ситца. Они были длинными, ниже колен и не подпоясывались. Выкраивались из перегнутого пополам прямоугольного полотнища ткани. В боковые швы вставлялись клинья, длиной от проймы рукава до подола. Грудной разрез делали прямой или косой, застегивающийся на пуговицы. Воротник-стойка или отложной иногда обшивался цветной материей. На плечах нашивались полоски материи синего или зеленого цвета. Рукав делали прямым или немного зауженным к кистям рук с прямоугольными ластовицами».

«Шорские женские рубахи шили из тканей домашнего изготовления или покупной недорогой материи. Они одевались в холодное время года под халат, а летом составляли единственную одежду. С появлением в конце 19 начало 20 века нижнего белья, такая рубаха еще сохранялась и служила платьем.

Верхняя одежда шорцев -халат кеден и кендырь»

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь – шабыр,именуемый так по названию растения (конопли, из волокон которого делали холст. Шабыр являлся повседневной и праздничной одеждой шорцев. Во время промысла шорцы-охотники надевали для тепла два халата и проводили в тайге не один месяц. Верхняя одежда женщин представлена халатом кеден, по покрою и материалу аналогична с мужским. Кроме этих халатов бытовал и другой – пантек с подкладом из черного плиса, по покрою и украшению не отличался от других. Кендырный халат не имел подклада. Запахивался левой полой поверх правой, подпоясывался поясом кур. В конце 19 первой четверти 20 веков, наряду схалатами, появляется верхняя одежда русского образца: овчинные полушубки, кафтаны. Овчинные шубы, покрытые сверху материей, назывались чыпча или тон.

Одежда

1-2. Мужской халат "шабыр", 3-6. Рубаха "кунек",

4-5. Женский халат "кендырь", 7. Штаны "чанбарштан»

«Традиционный мужской головной убор шорцев»

Традиционный мужской головной убор шорцев представлен холщовой шапкой порукввиде колпака, собранной на макушке в сборки, пришитые к кружку из холста или из другого материала. Нижний край шапки отворачивался наружу. Иногда поверх отворота нашивали полосу черного плиса и расшивали ее шерстяными нитками. Встречались шапки с тульей, сшитой из треугольных клиньев с отворотом и кистью или перьями глухаря на макушке. Зимой отворот обшивали шкуркой. В конце 19 – начале 20 века такие головные уборы начинают исчезать, и на смену их приходят заимствованные у русских картузы. Они были как покупными так и самодельными – из домашнего холста, кожи или бересты. У холщовых шов тульи и околыша украшался кантом из цветной ткани.

«Традиционный женский головной убор шорцев»

Женская коллекция головных уборов включает всего две шапки. Это шапка из черного сатина, с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани трапециевидной формы, расширен кверху, а передняя часть выдвинута нависающе вперед. Низ и верх околыша украшен нашитыми полосками цветного ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые лентыпуус. Внутри прокладка из газет. Вторая шапка с тульей округлой формы, меховая, снаружи обшита бархатом зеленого цвета. По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские женщины повязывали голову покупным платком, сложенным пополам на угол, завязывая его концы на затылке.

Головные уборы и обувь

1. Охотничья шапка "пурук", 2. Берестяной куртуз, 3. Шапка "пурук", 4. Охотничья шапка "пурук",

5. Сапоги "удук", 6. Сапоги "удук", 7. Женские тапочки "шарык

«Украшение шорского пояса кур по шорским мотивам» «В одежде шорцев был халат, который подпоясывался поясом кур. Его ткали на дощечках из шерсти нескольких цветов с оригинальным узором, но однообразным. Узор делался из черной шерсти на белом фоне, а вдоль пояска, по краям проходила зигзагообразная красная нитка. В узоре использовались символы обозначающие: воду, песок, солнце. У русских староверов шорские ткачихи переняли обычай украшать пояса на старославянском языке.

«Украшение воротника по шорским мотивам»

Вшорских халатах деталью одежды являлся воротник мойдракили чага, чола (бархатный, мончыр (ситцевый). Воротники женских и мужских халатов, женских платьев являлись главными и единственными украшением. Он представлял собой полосу черного сукна или плиса, нашитого по вороту в виде стоячего воротника, спускающегося на груди по краям полы. Расшивались гарусом или шерстью двух-трех цветов, преимущественно красным и желтым. Шитье совсем простое – или крестики в одну нитку, или полоски, зашитые сплошь. Воротники мужского халата кендырь-шабырвышивались по вороту, но и иногда по подолу, обшлагом рукавов как и женский. Женский халат иногда оживлялся вышивкой более обильно. Использовался прямолинейный и криволинейный орнамент.

Орнамент

1. Воротник "чага", 2. Пояс "кур", 3. Бархатный воротник "чола". 4. Ситцевый воротник "мончир",

5. Меховые рукавицы "мелей", 6. Кисет "нанчык", 7. Кисет "нанчык", 8. Кожаный кисет "сыксыш",

Публикации по теме:

Семинар «Современный, стильный, модный педагог»Семинар «Современный, стильный, модный педагог» План работы семинара – практикума «СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬНЫЙ, МОДНЫЙ ПЕДАГОГ.» 12.30-12.40 Встреча и регистрация участников семинара.

Консультация «Современный ребенок глазами педагога» Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие.

Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа)Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа) Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, культуре, традициях этого народа, расширять.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Самоанализ ОД по ФЭМП «Современный Колобок» Самоанализ ОД Тема: «Современный Колобок» в подготовительной группе детского сада№113 «Детствоград», воспитатель Демина Е. Ю. На занятии.

Современный урок в свете требований ФГОС В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом,.

Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.

Эссе «Современный воспитатель» «Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему.

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современный костюм с национальным шорским орнаментом»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 09:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД