МААМ-картинки

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе младшего возраста (3–4 лет)

Альбина Нурулина
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе младшего возраста (3–4 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Создание развивающей предметно- пространственной среды в группе младшего возраста (3-4 лет) "

МДОУ д. с №114 о. в г. Магнитогорска

Воспитатель: Нурулина Альбина Амамбаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на интеграцию разных направлений развития ребенка, ставит новые ориентиры при проектировании не только педагогического процесса, но и развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Поэтому вопрос создания развивающей предметно- пространственной среды является особо актуальным.

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе младшего возраста (3–4 лет)» размещена в разделах

В качестве одного из основных принципов дошкольного образования Стандарт определяет : «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития»

Таким образом, актуальность данной темы заключается в выборе наиболее эффективного подхода к созданию РППС как условия реализации ООП.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Реуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина.

Новоселова определяет развивающую предметную среду как часть образовательной среды, которая представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»

Одно из требований ФГОС ДО насыщенности предполагает наличие в группах «…разнообразия материалов, оборудования и инвентаря» для всестороннего развития ребенка.

Мы проанализировали насыщенность в соответствии с методическими рекомендациями ФИРО по функциональным модулям, которые представляет собой группу компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач образовательной программы ДОУ.

Мониторинг среды показал, что насыщенность РППС составляет – 75- 80%. Был составлен план закупок необходимого игрового и функционального оборудования.

Оснащение группы постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. Таким образом, мы обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей. В начале учебного года мы стараемся подбирать такие игрушки, которые позволяют детям по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации: куклы, кукольная крупногабаритная мебель, коляски, посуда, машины, животные). Затем вношу предметы – заместители, обучаю детей действию с ними.

Доступность среды позволяет детям самостоятельно выбирать материал и заниматься различными видами деятельности, не прибегая к помощи взрослого.

Игровое пространство организовала таким образом, чтобы все игрушки в нашей игровой находятся в свободном доступе, имеют постоянное место хранения (так малыши могут легче находить нужные им предметы).

Наши малыши ещё только учатся играть вместе, поэтому я предусмотрела возможность как для деятельности поодиночке, так и небольшими подгруппами (есть большой ковёр, небольшие коврики, ширмы). В игровой комнате есть зоны, специально предназначенные для кормления, сна, игры в магазин, парикмахерскую и т. д. Вместе с тем, исходя из того, что «игра – это свободная деятельность» (Л. Н. Галигузова, не ограничиваю игровое пространство игровыми уголками, чтобы каждый ребёнок мог играть там, где ему удобно. Это способствует развитию самостоятельности в предметной деятельности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надёжности и безопасности.

Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов.

Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно- гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации. Эту задачу мы решаем при помощи использования этажерок, контейнеров для хранения материалов, модулей, которые легко перемещаются по желанию ребенка в удобное место группового пространства для игры или другой деятельности.

Полифункциональным оборудованием являются игровые поля, элементы костюмов, нестандартные шумовые инструменты, макеты, конструкторы, неоформленный игровой материал которые дети могут использовать в разных видах деятельности.

Вариативность - представленность материалов, игр, игрушек разных видов: например, машины как грузовые, так и легковые, куклы – пупсы из пластмассы, сшитые – мягкие, дидактические игры на сенсорику как покупные, так и изготовленные, театр плоскостной деревянный, театр на фланелеграфе.

В соответствии с образовательной Программой ДОУ все пространство группы делится на разграниченные «уголки». Оснащенность, которых меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и с учетом индивидуальных особенностей детей. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Уголки могут объединяться, дополняться.

В соответствии с основной образовательной программой в группе выделены уголки :

Уголок игры: Учитывая то, что игра для ребёнка является ведущим видом деятельности, подбираю атрибуты, позволяющие отображать мир взрослых. В уголке имеются: куклы, фигурки людей и животных, сказочных персонажей, предметы игрового обихода : кукольная мебель, посуда, модели бытовых приборов, предметы-заместители : бруски, дощечки, коробочки, кусочки поролона, пенопласта, кружки и колечки из пластмассы или плотного картона и др. Уголок развивающих игр представлен - лото, парными картинками, шнуровками, застёжками, мозаикой, народными дидактическими игрушками: матрёшками, имеются пирамидки, вкладыши, колпачки, втулки. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

Уголок «Песок и вода» : ведёрки, лопатки, формочки, печатки, удочки, сачки, черпачки, сито, вертушки. Рядом уголок экспериментирования. В нем материалы для развития тактильных ощущений, познания свойств разных предметов и материалов. Разных

Уголок конструирования: крупный строительный материал, конструкторы, мягкие модули, наборы объёмных тел (куб, шар, цилиндр, брусок, диск).

Физкультурный уголок: оборудование для организации самостоятельной двигательной активности детей, развития меткости, ловкости, координации движений и других физических качеств; оснащен традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием; оборудование для оздоровительных и закаливающих мероприятий; мягкие маты;

- коврики и массажные дорожки

- обручи;

- мячи разных размеров;

- корзины для игр с бросанием;

- гантели;

- бассейн с мячиками.

«Музыкально-театральный уголок» : бибабо, настольный театр, фланелеграф, музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики, пищалки, металлофон, бубны, барабаны, органчики, шарманки

«Уголок природы» : Уголок природы расположен у окна. Созданы условия для наблюдения за комнатными растениями, согласно возрасту детей. В уголке помещены наборы открыток цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал. Для обогащения представления детей о животном мире и мире рыб сделаны макеты «Скотный двор», «Аквариум».

«Уголок уединения» : огороженный ширмой уголок с пуфиком. В нем: книги, мягкие игрушки, телефон.

«Книжный уголок» : Различные книжки: сказки, стихотворения, загадки; большие, средние и маленькие с нарисованными иллюстрациями и звуковыми кнопками, книжки-раскладушки. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы (“Игрушки”, “Игры и занятия детей”, “Домашние животные” и др.). Книги постоянно меняются, выставляются иллюстрации к сказкам.

Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

- знакомим с уголком книги, его устройством и назначением, приучаем рассматривать книги и картинки только рядом с уголком, сидя за столиком;

- сообщаем правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

Уголок изобразительной деятельности. Представлено множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски, кисти, емкости для промывания ворса кисти от краски, собраны заготовки для рисования различной формы, пластилин, дощечки.

В соответствии с ФГОС ДО родителей воспитанников являются активными участниками образовательных отношений, то немаловажное значение имеет организация и оснащенность информационных стендов для родителей.

На стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности, объявления чем занимались, что нового узнали, что можно повторить, как поиграть с детьми, меню, информация о здоровьесбережении. Имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки). Социализация и индивидуализация воспитанников просматриваются за счет информации: Я пришел, портфолио воспитанников.

В рамках системы работы по формированию и оснащению РППС осуществлялось взаимодействие с родителями. Были проведены консультации по созданию среды дома, о развитии предметной деятельности детей раннего возраста. Был проведен мастер -класс: «Развиваем сенсорные способности родителей с помощью игр. В результате появились игры, изготовленные руками родителей.

Созданная развивающая предметно – пространственная среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2015 г.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе младшего возраста (3–4 лет)
Опубликовано: 17 июля 2022 в 17:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе младшего возраста (3–4 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Нурулина (УИ 2940689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД