Получи документы

Создание ситуации успеха в классе духовых инструментов (блокфлейта, саксофон)

Сергей Богатов
Создание ситуации успеха в классе духовых инструментов (блокфлейта, саксофон)
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

педагога дополнительного

образования

Богатова Сергея Александровича

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа искусств. О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К. Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

Публикация «Создание ситуации успеха в классе духовых инструментов (блокфлейта, саксофон)» размещена в разделах

В этой работе К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания

К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать этого помогут рекомендации данные в книге А. С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать

Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать и меня. Работая в музыкальной школе, я понял, что одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того, чтобы сформировать интерес у учащихся, необходимо создавать ситуации успеха!

В 2007 году мной была разработана комплексная авторская программа, которая явилась результатом анализа и обобщения передового педагогического опыта в

области отечественного музыкального образования, в сфере духового исполнительского мастерства и моего личного профессионального опыта. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных стилях и направлениях в музыке, знакомит с творчеством выдающихся композиторов и формирует интерес к музыке, который, в свою очередь, ведет к успешному усвоению музыкальных навыков.

Еще одной отличительной особенностью данной программы от программ академического образования является то, что обучающиеся могут реализовать свои творческие возможности, приобщаясь к искусству джаза.

В последние годы наблюдается возросший интерес молодежи к джазовой музыке. В нашем регионе в последнее 10-летие активно развивается джазовое движение, объединяющее различные клубные и профессиональные коллективы Центров внешкольной работы, воспитанников музыкальных школ, школ искусств, студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Движение дает молодежи возможность творческой реализации в различных джазовых фестивалях, джем-сейшн, конкурсах. Мои воспитанники являются активными участниками этих фестивалей и конкурсов (например, «Джазового коллажа»). У детей есть возможность почувствовать себя профессиональными артистами наряду с молодыми исполнителями из различных регионов России, а также профессиональными коллективами взрослых музыкантов.

В связи с большим интересом учащихся к джазу, с целью реализации их творческих возможностей и расширения музыкального кругозора в данную программу включены джазовые произведения, основанные на современной интонационной и метроритмической основе.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников.

Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

Моя программа является вариативной, разноуровневой, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий, времени прохождения материала и т. д.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г. А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся :

· несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний;

· познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;

· обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно.

Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение.

Только сотрудничество позволит учителю и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и этого же ждут от него.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. А осознать свои возможности поможет практическая значимость моей программы.

Дети могут применять полученные знания и практический опыт не только в домашнем музицировании, но и в оформлении школьных и городских мероприятий, праздников и т. д. Педагог активно содействует повышению уровня музыкального и эстетического вкуса воспитанников, организуя посещение концертов, музыкальных спектаклей, а также поощряя концертные выступления детей, их участие в разных коллективах музыкальной самодеятельности. Данная практика постепенно становится действенным стимулом творческого самосовершенствования детей.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не- вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологически создание ситуации неуспеха, по-видимому, складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеющих противоположную векторную направленность. Реализация же технологического алгоритма начинается с последней операции - оценки деталей деятельности.

В содержательном плане такая оценка должна производиться как автономное обозначение неудачи этого ребенка, исключающее сравнение результатов его работы с

результатами работы других. Это необходимо делать по двум причинам: во-первых, чтобы не нарушать этический принцип воспитания, о котором говорил еще

К. Д. Ушинский, предостерегая педагога от сравнения одного ребенка с другим; во-вторых, потому, что результаты деятельности ребенка, обладающего хорошими способностями, могут и, как правило, оказывается выше результатов, которые получает ребенок со средними способностями.

Оценка деталей деятельности, реализуемая педагогом, должна включать в себя сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также экстраполирование на будущее. Для этого могут быть использованы следующие парадигмы: «Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….», «Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…»

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы:

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М. : "Просвещение", 1991-169.

Иванов К. А. Все начинается с учителя. М. : "Просвещение", 1983-175.

Ильин Е. Н. Искусство общения. М. : "Просвещение", 1982-175.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : "Владос", 1995-528.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : "Народное образование", 1998-53.

Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М. : "Просвещение", 1960-140.

Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997-50.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972-254.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - К. : Рад. шк., 1988-272.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М. : "Педагогика", 1974-569.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Магазин музыкальных инструментов» Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» Конспект НОД раздел «Музыка».

Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ» Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не.

Консультация «Речевая готовность — залог успеха ребёнка в школе» Уважаемые родители! Речевая готовность – залог успеха ребёнка в школе. Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала,.

Методическое пособие «Лесенка успеха»Методическое пособие «Лесенка успеха» Как Вы думаете, почему одни люди успешнее других? Почему, одним удается все легко и быстро, а других удача, будто из вредности обходит.

Проект «В мире музыкальных инструментов» Вид проекта: тематический, групповой, краткосрочный. Участники: дети старшей логопедической группы №4. Возраст детей: 5-6 лет. Продукт.

Сценарий ажиотажа для старшеклассников «Лестница успеха» Программа проведения ажиотажа для старшеклассников «Лестница успеха» Необходимо для подготовки: 1. Стакан с водой 2. Скатерть – 7 штук 3.

Создаём ситуацию успеха Актуальный вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Первоклассники просто рвутся в школу с горящими глазами и желанием узнавать.

Внеурочное занятие по информатике в 4 классе Тема: «Создание мини-клипа «Наш класс»» Тема: «Создание мини-клипа «Наш класс»» Цель занятия: способствовать развитию коммуникативных навыков, воспитанию чувств товарищества, дружбы,.

Выставка музыкальных инструментов наших детейВыставка музыкальных инструментов наших детей Цель: Приобщение родителей к жизни детского сада. Задачи: Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. В феврале месяце.

Здоровая семья — залог успеха в жизни! Родителям на заметку Прежде, чем ссорится при ребенке – подумайте… вы помиритесь и забудете, а забудет ли он?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание ситуации успеха в классе духовых инструментов (блокфлейта, саксофон)
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 14:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание ситуации успеха в классе духовых инструментов (блокфлейта, саксофон)» (включая файлы) размещена пользователем Сергей Богатов (УИ 1261153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД