Получи документы

Создание средствами презентационной графики интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста

Надежда Кропинова
Создание средствами презентационной графики интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста

Содержание

I. Введение (аннотация образовательной деятельности с определением использования инновационных дидактических игр, разработанных средствами презентационной графики).

1. Актуальность использования дидактических игр созданных в программе Power Point.

2. Проблема использования ИКТ в дошкольном учреждении.

3. Цель и задачи работы

Публикация «Создание средствами презентационной графики интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

II. Основная часть (введение в обозначенную проблему, пути решения, памятка для педагогов «Создание дидактических игр для детей в программе «Power Point», польза внедрения инновационных дидактических игр в образовательный процесс дошкольников).

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

I. Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

1. Актуальность использования дидактических игр созданных в программе Power Point

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Какие возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

• Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

• Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

• Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

• Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Обучающие дидактические игры – презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих дидактических играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

• Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

• Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

• Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

• Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

• Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

2. Проблема использования ИКТ в дошкольном учреждении

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.

• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

3. Цель: определить роль дидактических игр, созданных средствами презентационной графики (Power Point) в развитии детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Определить виды дидактических средств, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

2. Рассмотреть технологию созданию дидактических игр средствами программы Power Point.

3. Сформулировать значение разработанной дидактической игры для развития детей дошкольного возраста.

II. Основная часть

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная, с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы придерживаемся как раз этой позиции. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.

Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

• развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

• обогащение кругозора;

• помощь в освоении социальной роли;

• формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

• формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация);

• организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:

• Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы) .

• Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)

• Определить цель и обучающие задачи игры.

• Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.

• Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).

• Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).

Приведем примеры интерактивных развивающих игр, разработанных в программе MS Power Point, рассчитанные на детей 3-5 лет. Очень часто в развивающих интерактивных играх – презентациях требуется исключить лишние объекты или понятия. Мы не знаем, с какой картинки или слова ребенок начнет работу, применение такого средства анимации как триггеры, позволяет решать проблему очередности объектов в настройках анимации. Хорошо, когда появится картинка и ребенок одновременно с этим услышит звук. Поэтому настраиваем звук – вместе с предыдущим. Появившееся изображение микрофона перетащим вниз за пределы кадра, чтобы его не было видно, или настраиваем его на невидимый режим. Ребенок отгадывает загадку и видит картинку – отгадку, слышит слово. Дошкольнику особенно интересно слышать звуки животных и отгадывать хозяина этого звука. В конце каждого занятия обязательно нужно похвалить ребенка. Следует также учесть, что продолжительность занятий с компьютером дошкольника не может превышать 10 минут.

Поясним технологию подготовки интерактивных развивающих презентаций. Программа Power Point позволяет устанавливать различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры. «Триггер» (англ.) – спусковой крючок. С помощью триггеров мы можем пользоваться технологией «горячих зон», когда группы настроенных анимационных эффектов запускаются по желанию пользователя при нажатии на соответствующие объекты слайда. Использование технологии горячих зон позволяет значительно улучшить обратную связь с обучаемыми, обеспечить более комфортные условия проведения занятия и индивидуального подхода в обучении. Триггер как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку». Причем данное действие можно применить многократно. Приведенные примеры могут служить основой для составления развивающих игр - презентаций, включающие задания на исключение лишнего, классификацию, использоваться при проверке знаний (кроссворд, заполни пропуски, убери лишнее, тест и др.).

Памятка для педагогов «Создание дидактических игр для детей в программе «Power Point»

Зайти в ПУСК, ПРОГРАММЫ,

Microsoft Office,

выбрать Microsoft Office Power Point 2007

Оформление 1 слайда (название игры) :

Зайти в закладку ГЛАВНАЯ, МАКЕТ, кликнуть левой кнопкой мыши по ТОЛЬКО ЗАГОЛОВОК.

На слайде поставить курсив на ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА и щелкнуть по нему левой кнопкой мыши.

Напечатать название игры.

Зайти в закладку ДИЗАЙН, ФОН,

Выбрать способ залавки.

Левой кнопкой мыши кликнуть по кнопке в открытом окошке ЗАКРЫТЬ.

Оформление 2 слайда (цель игры) :

Левой кнопкой мыши кликнуть по левой стороне поля, СОЗДАТЬ СЛАЙД.

Для оформления второго слайда повторить все действия для первого слайда со слов: Зайти в закладку ГЛАВНАЯ.

Оформление 3 слайда (игра) :

Левой кнопкой мыши кликнуть по левой стороне поля, СОЗДАТЬ СЛАЙД.

Зайти в закладку ГЛАВНАЯ, МАКЕТ, кликнуть левой кнопкой мыши по ПУСТОЙ СЛАЙД.

Зайти в закладку ВСТАВКА.

Выбираем РИСУНОК.

Появляется окно, с левой стороны выбираем РАБОЧИЙ СТОЛ, далее прокручивая, выбираем ПАПКУ «МАСТЕР-КЛАСС». Двойным щелчком левой кнопки мыши открываем папку «Мастер класс».

Удерживая клавишу Ctrl. Выбираем нужные картинки (овощи, фрукты, ягоду, машину, нажимаем копку ВСТАВИТЬ.

Ваши картинки появились на слайде.

За нижний уголок уменьшить картинки. Щелкнуть левой клавишей мыши по пустому полю.

Навести курсор на первую картинку, кликнуть по ней левой кнопкой мыши.

Удерживая картинку левой кнопкой мыши перенести её в нужное место.

В такой же последовательности распределить картинки по слайду. Машину поместить в центре слайда.

Поставить курсор на изображение машины, кликнуть правой кнопкой мыши, ВЫРЕЗАТЬ, поставить курсив на то место, где была машина, кликнуть правой кнопкой мыши, ВСТАВИТЬ.

Зайти в закладку АНИМАЦИЯ.

Выбираем НАСТРОЙКА АНИМАЦИИ.

С правой стороны появляется окно настройки анимации.

Левой кнопкой мыши выделить картинку-овощ.

С правой стороны в окне Настройки анимации, кликнуть ДОБАВИТЬ ЭФФЕКТ,

ПУТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, НАРИСОВАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ПУТЬ, РИСОВАННАЯ КРИВАЯ.

От выделенной картинки-овоща нарисовать путь к центру картинки-машины.

В окне Настройки анимации в ИЗМЕНЕНИЕ: ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ПУТЬ выбрать Скорость - медленно

Далее повторить все действия с другими картинками в описанной выше последовательности.

КЛИКНУТЬ ПОКАЗ СЛАЙДА, НАЧАТЬ ПОКАЗ.

В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.

Это такое счастье изо дня в день наблюдать, как растёт любимый ребёнок. И несомненно, все родители хотят, чтобы он был умным и способным. Всё в наших руках. Только мы, родители, можем помочь ребёнку развивать свои способности, знакомить его с окружающим нас прекрасным миром.

Помните, что наши развиваюшие дидактические игры, созданные средствами презентационной графики (Power Point) помогут обогатить речь ребёнка, расширить его кругозор и неплохо подготовить к школе! Учиться можно легко и весело!

Ш. Заключение

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

IV. Список используемой литературы

1. Богомолова, О. Б. Искусство презентации / О. Б. Богомолова – М., 2010.

2. Заславская О. Ю., Сергеева М. А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. М., 2006.

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.

5. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении. Справочник старшего воспитателя. 2009. №4.

6. Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. № 6.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры экологического содержания.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для старшей группы Карточка №1. «Геометрические фигуры» Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай.

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста «Тепло – холодно» Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растения. Ход игры: Осень: Дети наблюдают.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Игры на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка» Игровой.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста средствами дидактических игр Я работаю в МАДОУ (детский сад) г. Нижнего Новгорода и представляю опыт работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание средствами презентационной графики интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2018 в 18:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД